Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Материал к общешкольному родительскому собранию "Духовно-нравственное развитие личности в семье и школе"

Дата: 16 января 2016 в 22:08, Обновлено 16 октября 2017 в 14:44

"Духовно-нравственное развитие личности в школе и семье"

Эпиграфом к сегодняшней нашей беседе будет восточная мудрость (доска):

«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. 

Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

Сегодняшний наш с вами разговор посвящен очень серьезной теме: «Духовно-нравственное развитие личности в школе и семье». Мы часть слышим эти слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. А все же что же такое нравственность? Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. Каким образом их воспитывать – мы сегодня и будем вести разговор.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения  очень актуальна в наши дни. 90-ые годы ознаменовались ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов. Следствием этого произошла переоценка ценностей, потеря нравственные ориентиров у подрастающего поколения и общества в целом. Мы уже с вами сейчас ощущаем как стало безнравственным наше общество. Насколько нравственными, добрыми, порядочными будут ваши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль. Как бы много мы не говорили о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.

(Социологические данные)

Давайте посмотрим на социологические данные: 

•        влияние улицы – 10%.

•        влияние школы – 20%

•        СМИ – 30%

•        семья – 40%.

Таким образом мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

Нравственные ценности есть общечеловеческие ценности. Поэтому признаком высокой духовности является стремление и умение поступать всегда в соответствии с ними. Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия, самых лучших, идеальных качеств. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. Нравственность - высшая цель педагогики. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, истина, красота, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

Но школа в лице педагогов не способна самостоятельно справиться с этой задачей. Помощником должна быть семья! Так как семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейший уклад, на работу человека (хотя часто они остаются в подсознании). Человек может забыть о них, но помимо его воли они часто определяют его поступки. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств растущего человека. Эмоциональные контакты в семье дети часто переносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга семейных взаимоотношений. Главный вклад в общее интеллектуальное развитие детей вносит так называемый "интеллектуальный климат" семьи.

Таким образом, семья способствует формированию гармонически развитой личности человека.

В семье ребенок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных ситуациях и условиях. Человек живет в семье, здесь он проводит большую часть своего времени. Все что происходит дома - постоянно , и постепенно создает правила, которые, становясь традициями составляют основу жизни человека . Привычки , сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.

Семья - важный фактор формирования личности ребенка. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный общественный институт, так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание.

2.Функции семьи в современном обществе: 

репродуктивная,

экономическая,

воспитательная,

коммуникативная,

организации досуга и отдыха

1) Репродуктивная функция семьи.

Рождении детей, продолжение человеческого рода.

2) Экономическая функция семьи.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Опыт семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улучшение благосостояния семьи, расширяют ее воспитательный потенциал.

3) Коммуникативная функция семьи.

посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ (средствами массовой информации), литературой и искусством. Читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители, обсуждая это с ребенком, вызывают у него интерес и помогают его развитию.

4) Воспитательная функция семьи.

Первый аспект- формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; соблюдать нормы поведения; постоянное обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Данные анкеты.

При определении направлений нравственного воспитания  детей -старшеклассников очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня Беларуси, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения старшеклассниками основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

Взаимоотношения в семье – 4   

Здоровье - 13

Учёба - 5

Будущая карьера - 5

Любовь - 4

Взаимоотношения с одноклассниками - 2

Взаимоотношения с учителями - 1

Возможность заработка - 2

Проведение свободного времени - 2

Нормальное питание - 3

Покупка одежды и других вещей - 1



 

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами а. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

Справедливость - 3

Счастье - 6

Свобода - 4

Добро - 4

Честь, достоинство и совесть - 1личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьер

Дружба -3

Миролюбие -1

Патриотизм -2

Милосердие -1

Вера и идеалы - 1

Истина -1

Коллективизм -2

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм, вера и  идеалы, миролюбие и честь , совесть имеют сравнительно низкий рейтинг.

Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

Самостоятельности и уверенности в себе - 9

Умению общаться-10

Уважению к людям, человеколюбию - 6

Дружбе - 4

Самопознанию - 1

Доброте - 5

Творческому отношению к жизни - 5

Организаторским умениям – 4

Жизнелюбию – 4

Преданности – 2

Ничему не учит - 0

Затрудняюсь ответить – 1

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне школы, так и на уровне семьи.

 И для ознакомления как наши родители ответили  на аналогичные вопросы (19 ч.-95%):

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

Взаимоотношения в семье – 9   

Здоровье - 15

Учёба детей - 5

Будущая карьера - 5

Любовь - 2

Взаимоотношения  на работе - 2

Взаимоотношения с учителями - 1

Возможность заработка - 4

Проведение свободного времени - 2

Нормальное питание - 3

Покупка одежды и других вещей - 1



 

Перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

Справедливость - 7

Счастье - 6

Свобода - 2

Добро - 6

Честь, достоинство и совесть - 7

Дружба -2

Миролюбие -1

Патриотизм -3

Милосердие -3

Вера и идеалы - 2

Истина -0 (4  - по значимости)

Коллективизм -2



 

Чему , по вашему мнению, жизненно важному должна учить школа?

Самостоятельности и уверенности в себе - 17

Умению общаться-11

Уважению к людям, человеколюбию - 12

Дружбе - 9

Самопознанию - 7

Доброте - 12

Творческому отношению к жизни - 6

Организаторским умениям – 7

Жизнелюбию – 8

Преданности – 6

Ничему не учит - 0

Затрудняюсь ответить –



 

3. Три стиля семейного воспитания:

- При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

- При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".

- При попустительском (либеральном) стиле ребенок предоставляется сам себе.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Семья должна учить ребенка законам человеческого существования.

Самое главное правильно выбрать различные методы воспитания.

4. Методы воспитания. 

(воздействие на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, воли - личности)

Метод убеждения: (лучше разъяснять) почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности. Учить анализировать свои и чужие поступки. Спор. основан на взаимоуважении.

Метод требование. Прямое "сделай", "сходи", "убери". Косвенное - просьба, совет, пожелание.

Метод - внушение. Очень действенен, если дети вообще легко внушаемы. Когда ребенок находится в состоянии растерянности, психологической депрессии, когда у него неприятности - не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важен авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знаниям, опыту, благородству, честности - доверяет им.

Игра, режим дня. Важнейшие методы воспитания в семье. Этому методу посвятили целое собрание.

Поощрение и наказание. Наказание должно соответствовать проступку и быть направлено на разрушение отрицательного поведения. Большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда-то воспитывали. "Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому я стал порядочным человеком"

А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижение и побои.

На чем основана "вера" в физические наказания? Видеть сразу результат воспитания: запугать, усмирить, сделать больно. Наказание физическое выполняет роль возмездия. Желание любой ценой сломить упрямство детей, напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая потом разжимается и бьет или ломается. У ребенка утрачивается вера в себя, самостоятельность и др.

Поощрение, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца.

Лучшее поощрение - похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.

Роль примера родителей. Особенно в воспитании культуры чувств (сопереживание, сострадание)

А теперь несколько комментариев.

Кто не знает такую "закономерность" чем больше ругаешь ребенка, тем хуже он становится!

Почему же так происходит? А потому, что воспитание - это вовсе не дрессура.

Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви в нужности другому человеку - это одна из главных человеческих потребностей. Ребенок должен ее постоянно удовлетворять.

Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен

как хорошо, что ты у нас родился

я рада тебя видеть

я люблю, когда ты дома

мне хорошо, когда мы вместе.

Эти знаки внимания нужны детям, как пища растущему организму. Обнимайте ребенка не менее 4 раз в день, прикасайтесь к нему, целуйте его.

5. Исследование психолога М.А.Ковальчук   отношения родителей к проблемам трудного ребенка.  С этой целью было опрошено 800 родителей: 62,5% родителей имеют 2-х детей, 35% - одного ребенка и 25% - 3х детей.

У 70% опрошенных родителей ребенок предоставлен "сам себе" все 12 часов в день, у 22,5% - 8 часов и у 7,5% - 4 часа в день.

При этом 75% опрошенных не знают, чем занимается ребенок в свободное время, и только 25% иногда знают или догадываются, чем занят их ребенок днем.



 

 Давайте  подумай , а как у нас с Вами??? Разве не так…Мы думаем о том, как и где заработать больше денег, чтобы наши дети ни в чем не нуждались, ничем не отличались от других….И часто забываем, что им нужны мы…..

6. Функция организации досуга и отдыха.

Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов и многое другое. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Таким образом, расширяется кругозор ребенка.

Самой доступной и легкой формой досуга является просмотр телевизионных передач.

Статистика телевизионных программ свидетельствует: специальных детских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 5 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.

 На просмотр телепередач человек тратит в среднем:

В день - 3 часа

В неделю - 21 час

В месяц - 84 часа - 3,5 суток

В год - 1008 часов - 42 суток - 1 месяц 12 дней

За 10 лет - 10080 часов - 420 суток - 1 год 1 месяц 25 дней

За 25 лет - 25200 часов - 1050 суток - 2 года 10 месяцев 16 дней

Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. По данным социологического опроса на совместный досуг с ребенком даже в благополучной семье родители тратят в среднем не более 15 минут в день. Это может быть прогулка в выходной день в течение часа. Преодолеть эти ошибки - задача современной семьи.

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных.



 

“Особая сфера воспитания– ограждение детей,

 подростков и юношества от одной из самых больших бед –

 пустоты души, бездуховности…

 Настоящий человек начинается там,

 где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.