Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

методические рекомендации

Дата: 4 мая 2016 в 13:22, Обновлено 1 февраля в 19:14

Методические рекомендации

для администрации, воспитателей  дошкольных учреждений по планированию образовательного процесса, организации активных форм отдыха с дошкольниками в летний период

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Глава 1. Подготовка дошкольного учреждения к летнему оздоровительному периоду.
  3. Глава 2. Организация распорядка дня и образовательного процесса.
  4. Глава 3. Детский досуг летом.
  5. Глава 4. Подготовка и проведение прогулок-походов.
  6. Приложение 1. Программы семинаров-практикумов для воспитателей по организации развлечений и досугов детей в летний период.
  7. Приложение 2. Примерный план работы методического кабинета на лето по закреплению у детей знания правил дорожного движения.
  8. Приложение 3. Методический месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  9. Приложение 4. Варианты музыкальных мероприятий на лето.
  10. Приложение 5. Летние миниатюры.
  11. Приложение 6. Адаптивные игры и упражнения в песочнице.
  12. Приложение 7. Дидактические игры и упражнения в песочнице.
  13. Приложение 8. Рекомендации для родителей по организации с детьми игр с водой и песком.
  14. Приложение 9. Игровые упражнения и эстафеты с мячами.
  15. Приложение 10. Игры с фитболами.
  16. Приложение 11. План мероприятий недели здоровья «В гостях у лета».
  17. Список используемой литературы.

Введение

Летнюю работу с детьми в дошкольном учреждении принято называть оздоровительной, поскольку именно оздоровление является её основной целью. Важно максимально использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени.

Успешность летней работы зависит от своевременной подготовки к ней коллектива дошкольного учреждения, продуманной организации режимных моментов, внимания к каждому ребенку, заботы о его хорошем самочувствии. В плане должно прослеживаться разумное сочетание оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Заблаговременно нужно подготовить территорию, помещения, оборудование, игрушки и пособия, необходимые для разнообразной деятельности детей с учетом их длительного пребывания на свежем воздухе.

Глава 1. Подготовка дошкольного учреждения к летнему оздоровительному периоду

В подготовительный период необходимо создать условия, способствующие оздоровлению детского организма в летний период; эмоционального, личностного, творческого, познавательного развития каждого ребенка. Это благоустройство территории, украшение веранд и беседок, обеспечение групп спортивным и игровым оборудованием, оформление групповых комнат и раздевалок.

В подготовительный период со всеми работниками дошкольного учреждения:

- обсуждаются вопросы организационно-методической работы, организации закаливающих мероприятий, задачи физического развития детей, двигательный режим дошкольников в течение дня;

- изучаются инструкции.

В начале оздоровительного периода проводятся общие и групповые родительские собрания.

Необходимые материалы и документация:

- план подготовки и проведения летнего оздоровления детей (план летней оздоровительной работы);

- папка с рекомендациями для воспитателей и специалистов, в которую входят:

а) памятка по планированию работы в летний период;

б) памятка по проведению закаливающих мероприятий летом;

в) консультации по организации работы с детьми летом;

г) карты-схемы маршрутов туристических походов (утверждаются на педсовете в мае и находятся в методическом кабинете и в группе);

д) описание маршрутов, примерные конспекты прогулок-походов, целевых прогулок и праздников;

е) перспективный план развлечений на лето по всем группам и график проведения музыкальных и физкультурных праздников и развлечений;

- тетрадь учета проведения прогулок-походов;

- анализ работы за летний период предыдущего года;

- выставка методической и художественной литературы к лету или соответствующая аннотированная картотека.

Примерные направления работы дошкольного учреждения в летний период:

  1. создание условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков, воспитания этического отношения к природе, трудолюбия;
  2. развитие эмоционального отклика на природу, желания активно охранять природное окружение;
  3. активизация работы по экологическому воспитанию, воспитанию морально-волевых черт личности в процессе ознакомления с природой и труда в природе;
  4. обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, активной двигательной деятельности.

План работы дошкольного учреждения на лето включает следующие структурные компоненты (разделы):

- подготовительную работу (ресурсное обеспечение)

а) работу с кадрами;

б) благоустройство территории;

в) обеспечение групп;

г) комплектацию групп;

- организацию летнего оздоровления

а) организацию питания;

б) лечебно-профилактическую работу;

в) систему физкультурно-оздоровительной работы;

г) организацию закаливания;

В структуру каждого подраздела входит работа с кадрами и работа с детьми.

- организацию распорядка дня и образовательного процесса

а) работу с кадрами;

б) работу методического кабинета (уголка);

в) работу с детьми;

- взаимодействие с семьей.

План утверждается на педагогическом совете или совещании при заведующей, о чем делается запись в верхнем правом углу титульного листа плана.

В конце плана расписываются ответственные за выполнение намеченных мероприятий – заведующая и заместитель заведующей по основной деятельности.  Ставится печать учреждения.

Итоги летней оздоровительной работы обсуждаются на педсовете или совещании при заведующей.

Глава 2. Организация распорядка дня и образовательного процесса

При планировании образовательного процесса необходимо учитывать, что в летний период изменяются условия пребывания детей в дошкольном учреждении: увеличивается время отдыха на свежем воздухе, поэтому сокращается количество учебных занятий, увеличивается число экскурсий, походов, целевых прогулок и пр., больше времени появляется для самостоятельной деятельности. Поэтому проведение игровой и специально организованной деятельности, индивидуальной работы с воспитанниками планируется на игровых участках с использованием выносного, наглядно-демонстрационного, игрового и дидактического материалов. Задача педагога – организовать интересную, увлекательную, разнообразную деятельность детей на свежем воздухе.

Утренний прием дошкольников необходимо осуществлять на участке (в зависимости от погодных условий).

Утром и во вторую половину дня нужно шире использовать разнообразные формы двигательной деятельности – подвижные игры, элементы спортивных игр и т.д.

В содержание физкультурных занятий необходимо включать до 50 % беговых упражнений, упражнений коррекционного характера для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Утренняя гимнастика должна содержать трехминутный бег различной интенсивности.

С детьми следует активно проводить игры, досуги, развлекательные и оздоровительные мероприятия на свежем воздухе, а формы их организации – коллективные.

Большое место занимают целевые прогулки за территорию дошкольного учреждения с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и по территории – с детьми младших групп.

Летний период следует шире использовать для организации трудовой деятельности дошкольников, привлекать их к работе на огороде, в цветниках.

Особое внимание уделяется летом строительству из песка. Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов.

Продолжается в летний период систематическая, планомерная работа по разделам программы дошкольного образования «Пралеска».

Структура плана образовательной работы с детьми летом соответствует общегодовой, изменяется только количество форм специально организованного обучения. В летний период не проводятся занятия по развитию сенсомоторики (группа «Малыши»), предматематическому развитию (группа «Почемучки» и «Фантазеры»), подготовке к овладению грамотой (группа «Фантазеры»). Организуется 1 занятие в неделю по развитию общения и речи, ознакомлению с окружающим миром и познанию себя, изобразительной деятельности.

Планируя работу с детьми в летний период необходимо помнить о включении в план физкультурных и музыкальных развлечений (2 раза в неделю), дней здоровья (1 раз в квартал), спортивных праздников (1 раз в квартал), работы по правилам дорожного движения (1 раз в неделю) и основам безопасности жизнедеятельности (1 раз в неделю); прогулок по маршруту (простейший туризм), экскурсий, пешеходных прогулок (1-2 раза в неделю; в группе «Фантазеры» – до 3-х раз в неделю).

Глава 3. Детский досуг летом

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация детского досуга. Организация досуговой деятельности воспитанников летом имеет свою специфику:

- уменьшение количества занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию работы;

- в основном группы посещают дети разного возраста.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время является мероприятие, которое не требует значительной подготовки детей, имеет развивающие и воспитательные функции и проводится в эмоционально привлекательной форме. Важно, чтобы это мероприятие не требовало громоздкой подготовки со стороны педагогов. Нежелательно устраивать сложные музыкальные представления, требующие усиленных репетиций.

Варианты детского досуга: специально организованный взрослыми и самостоятельный.

К специально организованному досугу относится активное использование отдыха для детей за пределами дошкольного учреждения (организованные экскурсии в парк, сквер, турпоходы в лесную зону); участие детей в спортивных, музыкальных, театрализованных развлечениях; проведение детских праздников. Такие организуемые взрослыми мероприятия дарят воспитанникам море смеха и радости, дают им возможность не только отдохнуть, но и стать их активными участниками.

Самостоятельный досуг включает в себя детские увлечения, коллекционирование, хобби, сюжетно-ролевые и творческие игры детей.

Примерные формы работы с детьми, приемлемые для летнего периода:

- игровые часы, во время которых дети знакомятся с различными играми;

- музыкальные часы – время для разнообразной музыкальной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь уже знакомые, танцевать, играть в музыкальные игры и т.д.;

- выставки рисунков, поделок из природного материала;

- игры-путешествия – представляют собой последовательное посещение детьми различных точек на заранее подготовленном маршруте. На маршруте необходимо организовать остановки, где дошкольникам будут предлагаться разные задания и игры. Во время игры-путешествия педагоги могут выступить в роли сказочных персонажей;

- тематические недели («Права ребенка», «Семья», «Мой родной поселок», «Беларускія святы»);

- проведение экологической недели, недели здорового образа жизни;

- «часы радостных встреч» (группы по интересам);

- игровые программы и т.д.

Глава 4. Подготовка и проведение прогулок-походов

Летние месяцы очень благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту. Туристические походы также являются действенным средством привлечения родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.

Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями. Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся 1-2 раза (в старших группах до 3-х раз) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму).

Продолжительность экскурсии или похода-прогулки для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в одну сторону. Длина пути для детей среднего возраста составляет не более 1,5 км в одну сторону, для старших детей – 2 км.

Через каждые 20-25 минут пути (с детьми 4-5 лет – через 10-15 минут) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 минут. В это время воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает с ними, что они видели по дороге. Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.

По улице, через дорогу дети идут парами; в парке, сквере, по поляне и лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность наблюдать окружающие объекты); в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). Каждые 10 детей сопровождает 1 взрослый.

В конечном пункте маршрута делается привал на 20-30 минут. Во время прогулки можно собрать с детьми отдельные виды растений, провести беседу, дидактическую игру, почитать книгу, разучить стихотворение.

Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода). Затем проводятся различные подвижные игры для активной деятельности. В организационную деятельность детей включается также посильный тематический труд на воздухе.

Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:

- прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;

- тщательно продумывается содержание маршрута, похода;

- взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;

- продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;

- о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;

- желательно уточнить прогноз погоды;

- накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;

- взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;

- взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);

- план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;

- взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Оборудование для прогулки-похода: коврики и рюкзаки; корзиночки, емкость с водой и салфетки для рук; аптечка; книги; лопатки, мячи, скакалки, бадминтон, городки; эмблемы-флажки (обеспечивают безопасность перехода через проезжую часть улицы).

Содержимое аптечки: вата, бинты стерильные и простые, йод, зелёнка, вазелин, 1%-ный раствор марганцовки, сода питьевая, настойка валерианы, нашатырный спирт.

Планирование прогулок-походов

Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме:

Дата проведения

Тема или объекты наблюдения

Цель

Отметка о выполнении

Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них.

К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.

Содержание прогулки-похода составляют:

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- чтение художественной литературы;

- экспериментальная и практическая работа.

Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности.

Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность.

Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме:

№, дата

группа

кол-во детей

№ маршрута

кол-во сопровождающих, Ф.И.О.

время ухода, подпись

время возвращения, подпись

кто принял сведения

Приложение 1

Программа семинаров-практикумов для воспитателей по организации развлечений и досугов детей в летний период

  1. Особенности организации досугов и развлечений с детьми разновозрастной группы в летний период (круглый стол).

Инструкция по охране жизни и здоровья детей. Психолого-педагогическая характеристика и показания здоровья детей, входящих в разновозрастные группы. Роль и место игр, досугов и развлечений в летнем режиме дня. Планирование игр, досугов, праздников, развлечений на основе здоровьесберегающих технологий. Виды и формы проведения игр, досугов, праздников, развлечений. Особенности организации коллективной деятельности детей в разновозрастной группе. Приемы активизации и взаимодействия старших и младших в различных видах художественно-творческой деятельности.

  1. Особенности подбора и методика проведения театрализованных игр.

Виды театрализованных игр (игры-драматизации, творческие игры, сюжетные и подвижные игры с элементами театрализации и т.д.). Основные элементы игры (роли, сюжет, содержание, атрибутика, игрушки). Разработка тематики и содержания игр на основе здоровьесберегающих технологий, с учетом проведения их на свежем воздухе. Проектирование цели и хода развития игры. Обучение приемам игры в соответствии с опытом играющих, с учетом разновозрастного состава детей. Создание новых игровых ситуаций с целью развития игрового действия на свежем воздухе. Стимулирование активности и творчества детей в игре. Подбор игрового материала, атрибутики.

  1. Методика организации игр-путешествий.

Виды игр-путешествий (стационарные и по пунктам назначения), специфика их планирования в зависимости от задач. Особенности проведения игры-путешествия по пунктам на разных площадках участка ДОУ. Разработка заданий и содержания деятельности детей на пунктах в зависимости от задач игры. Роль ведущих на площадках – пунктах назначения. Оформление площадок, подбор атрибутов, игрушек, фонограмм, маршрутных листов, использование их в игре.

  1. Методика организации конкурсных программ.

Виды и формы проведения конкурсных программ (моноконкурсы, командные конкурсы). Составление сценария конкурсной программы. Взаимодействие ведущего и других действующих лиц. Использование различных видов детской художественно-творческой деятельности в сценарии конкурса. Подбор конкурсов и этапы их проведения. Принцип соревновательности в конкурсной программе и особенности его реализации с дошкольниками.

  1. Разработка сценария и разыгрывание спектакля.

Выбор литературного произведения. Написание сценария на основе сказки, рассказа. Сохранение стиля, языка. Деление на действия, картины. Перевод косвенной речи в прямую. Роль ведущего. Определение действующих лиц. Особенности построения диалогов, монологов. Передача характера персонажа с помощью мимики, жестов, движения, интонационно-образной речи. Формирование навыков кукловождения куклами различных систем в зависимости от возраста участников. Музыкальное оформление: подбор музыкальных характеристик к образам героев. Особенности музыкального оформления завязки, кульминации, развязки сюжета. Использование песен, танцев, музицирование на детских музыкальных инструментах.

  1. Основы оформительского дела.

Создание эскизов к атрибутам, декорациям, дидактическому материалу, необходимому для летней работы. Знакомство с фактурой различных материалов и практическое освоение разных изобразительных техник для изготовления пособий, атрибутов, игрушек, кукол-персонажей, шапочек для драматизаций, декораций и т.д. Практическая работа педагогов по изготовлению пособий, атрибутов.

Приложение 2

Примерный план работы методического кабинета на лето

по закреплению у детей знания правил дорожного движения

Июнь «Неделя дорожной грамоты»

Понедельник

Конкурс рисунков «Моя улица».

Вторник

Определение уровня умений и знаний детьми правил безопасности поведения на улице с помощью дидактических игр.

Среда

Целевая прогулка «Знакомство с улицей» (группа «Малыши»). Целевая прогулка к перекрестку (группа «Почемучки»). Беседа «Правила поведения на улице» (группа «Фантазеры»). Наблюдение за работой транспорта и работой шофера (группа «Фантазеры»).

Четверг

Конкурс «Лучший пешеход».

Пятница

Викторина «Что? Где? Когда?»

Июль «Путешествие в страну дорожных знаков»

Понедельник

Целевая прогулка к перекрестку. Рассматривание дорожных знаков (группа «Фантазеры»).

Вторник

Дидактические игры на знание дорожных знаков.

Среда

Вечер веселых и находчивых. Знакомство детей с правилами дорожного движения (группа «Почемучки»).

Четверг

Сюжетно-ролевые игры на площадке по изучению правил дорожного движения.

Пятница

КВН на закрепление знаков дорожного движения (группа «Фантазеры»).

Август «Неделя грамотного пешехода»

Понедельник

Разучивание песен о правилах дорожного движения, отгадывание загадок о видах транспорта, досуг «Красный, желтый, зеленый».

Вторник

Дидактические игры на знание правил поведения в общественном транспорте и на улице.

Среда

Конкурс рисунков на тему «Транспорт на улицах нашего поселка».

Четверг

Сюжетно-ролевые игры на площадке по изучению правил дорожного движения.

Пятница

Концерт «Уважая правила дорожного движения, песенку споем без промедления».

Приложение 3

Методический месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ПДДТТ)

Работа с коллективом

№ п/п

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1.

«Осторожно, дети на дороге!»

конкурс родительских уголков

1-я неделя июня

Зам. зав. по основной деятельности

2.

Обзор литературы по теме «ПДДТТ».

теоретическая информация

2-я неделя июня

Зам. зав. по основной деятельности

3.

Изготовление пособий по ПДДТТ.

педагогическая мастерская

3-я неделя июня

Зам. зав. по основной деятельности

4.

«Зеленый огонек»

методическая неделя

4-я неделя июня

Зам. зав. по основной деятельности

Понедельник

Работа творческой группы по отбору заданий, критериев оценок к конкурсу «Лучший пешеход».

работа творческой группы

Зам. зав. по основной деятельности, воспитатели групп

Вторник

Презентация воспитателями нового дидактического материала по ПДДТТ.

конкурс педагогического мастерства

Воспитатели групп

Среда

«Организация сюжетно-ролевых игр на площадке по изучению правил дорожного движения».

консультация

Воспитатели групп

Четверг

Создание сценариев сюжетно-ролевых игр на площадке по изучению правил дорожного движения.

работа малых творческих групп

Воспитатели групп

Пятница

«Лучший пешеход»

конкурс

Зам. зав. по основной деятельности

Понедельник

Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на площадке по изучению правил дорожного движения

взаимопосещения

Зам. зав. по основной деятельности

Работа с родителями

№ п/п

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1.

«Ребенок в автомобиле»

консультация

июнь

Воспитатели групп

2.

Изучение обязанностей пешеходов.

консультация

июнь

Воспитатели групп

3.

Изучение обязанностей пассажиров.

наглядная информация

июль

Воспитатели групп

4.

«Грамотный пешеход»

анкетирование

июль

Воспитатели групп

5.

КВН на закрепление знаков дорожного движения.

конкурс

август

Воспитатели групп

6.

Оперативная сводка о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в районе.

наглядная информация

август

Воспитатели групп

Приложение 4

Варианты музыкальных мероприятий на лето

Игра «Угадай мелодию»

(для средней, старшей групп)

Правила. Игра проводится музыкальным руководителем в музыкальном зале. Дети делятся на 2 команды, придумывают музыкальные названия для своих команд, выбирают капитана. Количество мелодий на команду для каждого тура – 2 или 3. На вопросы отвечает только капитан (только после обсуждения со всей командой) или любой участник с разрешения капитана. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце конкурса определяется победитель. Если обе команды затрудняются дать правильный ответ, то отвечает музыкальный руководитель, и баллы не присуждаются никому. По желанию можно устраивать музыкальные паузы, на которых исполняются любимые детьми песни или танцы.

1 тур. Необходимо узнать популярную детскую песню (из мультфильмов, кинофильмов). У каждого капитана в руках колокольчик. Та команда, которая первой узнает песню, звонит в колокольчик и правильно её называет, получает 1 балл. Желательно слушать песни в записи (магнитофон, проигрыватель).

2 тур. Узнать музыкальное произведение из тех, которые давались в течение года на музыкальных занятиях. Отрывки из произведений звучат поочередно для каждой команды. Если команда затрудняется дать ответ или отвечает неправильно, то команда соперников вправе дать свой ответ, и если он неверный, то с неё снимается 1 балл. (Об этом надо предупредить заранее).

3 тур. Угадать песню по вступлению. (Условия те же, что и во 2 туре).

4 тур. Конкурс капитанов: угадать мелодию с семи нот. (Условия те же, что и во 2 туре).

5 тур. Вспомнить как можно больше тематических песен: про маму, о временах года, о праздниках и т.п.

Игра «Цветок папоротника»

(для старшей группы)

Правила. В игре принимают участие пары – мальчик и девочка. Необходимо добыть цветок папоротника, который приносит счастье и показывает клады. Найти его могут только мальчик и девочка вместе. Для этого надо выполнить задания. Цветок достанется тому, кто лучше всех с ними справится. В музыкальном зале ждут музыкальные задания (их можно написать на билетиках: спеть заданную песню, сыграть в оркестре, станцевать).

На участке проводятся несложные подвижные игры и эстафеты по выбору воспитателя и руководителя физического воспитания. Например:

  • «Собери ягоды»: дети собирают в корзину «ягоды», пока все хором считают до 10.
  • «Болото кикиморы»: дети должны перейти болото, перепрыгивая с кочки на кочку (по обручам).
  • «Репейник»: мальчик и девочка с завязанными глазами должны собрать друг с друга прицепленные на их одежду бельевые прищепки.
  • «Тропинка лешего»: любая игра-эстафета и т.д.

За каждую победу в конкурсах им дается карточка из цветной бумаги. Побеждает та пара, у которой в конце игры окажется наибольшее количество карточек. Девочке из этой пары вручается цветок папоротника (он заранее изготавливается из бумаги). Около данного цветка находится клад (подарки для всех участников). Клад можно даже неглубоко зарыть, а в конце игры торжественно выкопать.

Сказка «Летние цветы»

(для старшей группы)

Детям предлагается самим сочинить сказку на заданную тему и поставить по ней спектакль.

Рекомендации: Костюмы и декорации можно использовать те, которые имеются в наличии в детском саду. Недостающие шапочки цветов можно изготовить из цветной бумаги. Музыкальный руководитель и воспитатель записывают сказку и составляют по ней сценарий. Музыкальные номера используются в спектакле на усмотрение музыкального руководителя.

Праздник «Коса – девичья краса»

(для средней, старшей групп)

Правила: Праздник проводится в зале. Участвуют девочки, у которых длинные волосы. Победительницу выбирают зрители: у каждого из них есть карточка. На ней они пишут имя (или порядковый номер) понравившейся участницы и передают в счетную комиссию. В конце праздника комиссия объявляет победительницу конкурса, а также награждает дипломами всех его участниц. Ведущие – 1 девочка и воспитатель. Музыкальное оформление на усмотрение музыкального руководителя.

Под музыку девочки-участницы входят в зал, исполняют хоровод или упражнение (танец) с цветами. Ведущие обращают внимание на прически девочек, которые сделали им мамы и бабушки.

  • «Представление»: девочки по очереди представляются, говорят название своей прически, кто помогал её создать.
  • «Парикмахеры»: девочкам предлагается самим сделать прическу кукле. Куклы, расчески, ленты, заколки готовятся заранее.
  • «Младший братик на прогулке»: запеленать куклу-младенца и положить её в коляску. Играют 2 или несколько девочек.
  • «В магазине»: разложить в разные корзины овощи и фрукты. Играют 2 или несколько девочек.
  • «Гости на пороге»: сервировка стола. Играют 2 или несколько девочек.
  • «Ленточки»: необходима длинная лента (несколько метров). На её середине завязывается разноцветный бант. Две девочки с двух сторон наматывают ленту до середины на палочку, кто быстрее.

Конкурс «Рыцарский турнир»

(для старшей группы)

Конкурс проводится в зале или на участке. В нем принимают участие мальчики и их старшие родственники мужского пола (папа, брат, дедушка, дядя и т.д.). Ведущие – воспитатель и 2 девочки-помощницы в длинных платьях «под старину». Меч победителям и корону можно изготовить из картона и обернуть фольгой. Музыкальное оформление по усмотрению музыкального руководителя.

Ведущая. Сегодня в моем замке собрались на турнир благородные рыцари и прекрасные дамы. Я – королева замка –  в конце турнира объявлю победителей и награжу их золотым мечом. Победитель выберет королеву турнира, которая получит золотую корону. За каждое правильно и быстро выполненное задание мои помощницы будут давать вам цветок. Та команда (ребенок и взрослый), у которой в конце турнира окажется наибольшее количество цветов, и станет победительницей.

Конкурсные задания:

  1. «Осада крепости».

Оборудование: 2 скамьи, кегли, мячи. На одном конце площадки стоят скамейки с кеглями (крепостная стена с зубцами).

Правила: Играют ребенок и взрослый. За высокой крепостной стеной с зубцами затаился злой колдун. Его сила исчезнет, если сбить со стены все зубцы. Побеждает та команда рыцарей, которая первой собьет все кегли. Если кегли не сбиты, а все мячи уже брошены, то их можно собрать и продолжить игру, но только собирать свои мячи должны обе команды одновременно, чтоб никого случайно не ударило мячом.

  1. «Заколдованное королевство».

Оборудование: обручи, кегли, ленты, колокольчики. На одной стороне площадки находятся колокольчики, на другой – участники. Между ними в ряд расставлены кегли (горы), синие ленточки (реки), обручи (острова). Игра проходит интересно, если взрослый несет ребенка на руках.

Правила: Чтобы расколдовать заколдованное королевство, надо обогнуть высокие горы, переплыть реку, пройти по острову и позвонить в волшебный колокольчик. Кто первый позвонит, тот расколдовал свое королевство и выиграл.

  1. «Строительство замка».

Оборудование: 2 листа ватмана, клей, кисточки, заготовки из цветной бумаги в виде кирпичей, ворот, башен, флагов.

Правила: Участники делятся на 2 команды. Пока звучит музыка, каждая команда рыцарей должна «построить» рыцарский замок. Можно предложить образец аппликации. Каждому в команде-победительнице вручается цветок.

  1. «Придворный бал».

Участникам предлагается исполнить любой знакомый танец. Мальчикам можно пригласить девочек, их папам – мам, дедушкам – бабушек и т.д.

Приложение 5

Летние миниатюры

(1-2 раза в месяц)

Название

Цель

Мероприятия

Праздник ветерка

Закрепить у детей знания о свойствах ветра

  1. изготовление флюгера (вертушки);
  2. обыгрывание поделок

Праздник песка

Систематизировать знания детей о свойствах песка

  1. игры детей в песочнице;
  2. конкурс «Чья постройка красивее»;
  3. опыты с песком (изучение свойств сухого и мокрого песка);
  4. рисунки на песке;
  5. смотр песочных двориков (построенных детьми)

День душевного равновесия

Укреплять здоровье детей, обучать способам сохранения здоровья

  1. игры-эстафеты «В здоровом теле – здоровый дух»;
  2. «Труд красит человека» (совместный с воспитателем труд на природе)

День радостной встречи со сказкой

Развивать культуру речи, воспитывать интерес к чтению, стимулировать творчество

  1. чтение сказок по выбору детей;
  2. рисование героев сказок;
  3. изготовление героев сказок из подручных материалов;
  4. инсценировка сказок;
  5. музыкальные развлечения по теме;
  6. слушание аудиозаписей сказок

День дерева

Воспитывать бережное отношение к природе

  1. чтение стихов, сказок, легенд о деревьях;
  2. рисование по теме;
  3. наблюдение за любимым деревом (по выбору детей);
  4. дидактические и словесные игры по теме;
  5. составление описательных рассказов о деревьях

Приложение 6

Адаптивные игры и упражнения в песочнице

«Здравствуй, песок!» Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно, легко или с напряжением сжимает кулачки с песком и медленно высыпает его в песочницу.

Взрослый и ребенок очерчивают ладошки друг друга или сравнивают свои отпечатки.

«Кузнечики» Кончиками пальцев ребенок дотрагивается до поверхности песка, двигаясь (прыгая) в разных направлениях.

«Динозаврик на прогулке» Ребенок с силой надавливает на песок кулачками или ладонями, оставляя глубокие следы.

«Волны» Расслабленными или напряженными пальцами рук ребенок делает поверхность песка волнистой.

«Жучки бегают» Имитируя движения насекомых, ребенок двигает всеми пальцами или полностью погружает руки в песок.

«Веселые ладошки» Ребенок оставляет на песке  отпечатки своих ладоней, а затем самостоятельно или вместе со взрослым украшает их разнообразным материалом (бусинками, камушками, цветами и т.д.).

«Угадай, чьи следы» Ребенок и взрослый по очереди делают на песке отпечатки ладонями, кулачками, костяшками кистей рук, отгадывая, какое животное здесь прошло.

«Рисуем на песке» Ребенок рисует на поверхности песка пальцами или кисточкой солнышко, дождик, травку, дерево, ёжика и др., а взрослый рисует вместе с ним или угадывает, что нарисовано.

«Песочные прятки» Ребенок выбирает понравившуюся игрушку, закрывает глаза, а взрослый прячет её в песок. Потом ребенок открывает глаза и ищет игрушку в песке. Он может раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Приложение 7

Дидактические игры и упражнения в песочнице

«Песочные загадки», «Кто спрятался в песке?» Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки или картинку-отгадку. Для малышей оставляют видимым уголок картинки. Ребенок берет кисточку и начинает искать в песке эту сказку. Чтобы «сказку не спугнуть», раскапывает её медленно, осторожно. Он откапывает картинку до тех пор, пока не сможет узнать и назвать отгадку, сказку или сказочного героя.

«Маша-растеряша» Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным узором (носочки, обувь и т.д.). Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна рукавичка и предлагается найти её пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором, в песке.

«Чьи вещи?» Для игры необходимо спрятать в песке игрушки-атрибуты различных профессий или картинки с их изображением (градусник – доктор, кастрюля – повар, расческа – парикмахер и т.п.). Взрослый говорит, что к ним в группу приходили разные люди. Все они забыли какую-нибудь свою вещь. Он просит ребят помочь разобраться, где чьё. Дети должны назвать профессию хозяина вещи.

«Кто где живет?» Дети сажают в песочнице лес, строят домик с загонами для животных. Взрослый рассказывает, что дикие и домашние животные заблудились (их фигурки лежат в корзинке) и не могут попасть к себе домой. Детям предлагается им помочь.

«Деревня и её жители» Ребенку предлагается «поехать в гости к бабушке» в деревню и собрать в песочнице домашних животных и птиц.

Приложение 8

Рекомендации для родителей

по организации с детьми игр с водой и песком

Игры с водой и песком психологи рекомендуют, во-первых, как самотерапию для снижения агрессивности, тревожности и страхов маленьких детей. Во-вторых, совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать внимательным и вдумчивым родителям особенности поведения их детей со сверстниками. В-третьих, игры с использованием песка являются хорошим вариантом семейного досуга и развлечений на природе.

«Угадай предмет»

Для нанесения отпечатков на влажном песке используются разнообразные предметы: деревянные кубики из конструктора и различные емкости (ведерко, стакан). Можно использовать для игры и бытовые предметы, которые обычно оказываются под рукой на пикнике, - одноразовые стаканчики, спичечный коробок, пробки от пластиковых бутылок, вилку, ложку, самую маленькую из имеющихся одноразовых тарелочек. Если дети научатся играть с этими предметами, они при необходимости во время семейного отдыха смогут включить в игру и взрослых.

Ребенку предлагается угадать, какой предмет оставил след на песке. Например, прямоугольник – это след спичечного коробка, окружность – след стаканчика. Причем коробок в качестве отпечатков может оставлять 3 различных прямоугольных следа, а стаканчик – окружности двух диаметров.

«Сравни следы»

Ещё одно хорошее упражнение – сравнение ряда предметов и ряда следов. Дети закрывают глаза, а взрослый в определенной последовательности наносит отпечатки предметов на песке, а затем расставляет сами предметы, несколько изменив порядок их расположения по сравнению с отпечатками. Ребенок должен обнаружить несоответствие и исправить ошибку в ряде предметов.

Таким образом, игры с песком позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным источником радости открытий и удовольствия для детей и взрослых.

Приложение 9

Игровые упражнения и эстафеты с мячами

«Школа мяча» Играющие строятся в 3-4 колонны. В руках у первых игроков находится по одному мячу большого диаметра. Перед каждой колонной положен обруч (50 см диаметром). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передает следующему, а сам бежит в конец колонны и т.д. Когда первый в колонне окажется опять на своем месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.

«Мяч в стену» Играющие строятся в 3-4 колонны на расстоянии 3 м от стены, лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч в стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут в конец колонны и т.д.

«Охотники и утки» Игроки делятся на 2 равные команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.

«Не давай мяч водящему» В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удается, то он выходит из круга, а водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.

«Проведи мяч» Играющие строятся в 2 колонны. У каждого в руках находится по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг к другу стоят кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1,5 м. По сигналу первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие участники и т.д. Каждый выполнивший задание становится в конец своей колонны.

Приложение 10

Игры с фитболами

Название

Описание

Кол-во повторений

Примечания

«Хитрая лиса»

Дети сидят на мячах в кругу с закрытыми глазами. Руководитель идет по кругу и выбирает «лису», незаметно дотронувшись до плеча рукой. Дети 3 раза произносят: «Хитрая лиса, где ты?» «Лиса» впрыгивает в круг и отвечает: «Я здесь!»

3-4 раза

Дети прыгают на мячах по залу, а «лиса» их догоняет тоже на мяче, стараясь запятнать.

«Ловишка с мячом»

Дети прыгают на мячах по залу, а Ловишка (ведущий) догоняет их тоже на мяче. Одной рукой держится за «рожки» мяча, а второй держит волейбольный мяч.

3 раза

Ловишка старается бросить мяч и попасть в кого-нибудь из игроков. Пойманные игроки выбывают из игры.

«Прятки»

Мячи лежат в центре зала, дети бегают вокруг них, а по сигналу прячутся за мячи и не двигаются.

4 раза

Тот, кто пошевелился, выбывает из игры.

«Охотники и утки»

Два «охотника» на мячах располагаются по разные стороны зала, держа в одной руке волейбольный мяч. Между ними находятся «утки». «Охотники» бросают мяч в «уток».

3 раза

Та «утка», в которую попали, садится на скамейку.

«В траве сидел кузнечик»

«Кузнечики» прыгают на мячах под песенку «В траве сидел кузнечик». «Лягушка» сидит на мяче в «домике». По сигналу «кузнечики» прыгают от «лягушки» на мячах в «домик».

3-4 раза

«Лягушка» догоняет «кузнечиков», прыгая на мяче и стараясь кого-нибудь запятнать.

«Лошадки и волк»

«Лошадки» прыгают на мячах, а «волк» сидит в домике. По сигналу «волк!» «лошадки» прячутся за мячики. «Волк» ищет их.

4-5 раз

«Лошадкам» нельзя шевелиться. Кто пошевелится, того «волк» забирает в свой «домик».

«Лошадки с хвостиками»

Дети надевают «хвостики» (ленточки) и садятся на мяч так, чтобы хвостик лежал на мяче. «Лошадки» прыгают по залу, а водящий догоняет их и старается сорвать «хвостик».

3 раза

«Лошадка», у которой сорвали «хвостик», садится на скамейку.

«Мы – веселые ребята»

Дети сидят на мячах на одной стороне зала. Ловишка сидит на мяче в центре зала. Дети произносят считалку:

- Мы – веселые ребята,

Любим бегать и скакать!

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – беги!

С последними словами дети прыгают на мячах на другую сторону зала, а Ловишка старается их запятнать.

4 раза

Тот, кого запятнали, выбывает из игры.

Приложение 11

План мероприятий недели здоровья «В гостях у лета»

День недели

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

понедельник

Утренняя пробежка детей и сотрудников.

8.15 – 8.25

воспитатели

Праздник чистюль

9.30 – 10.00

воспитатели

Открытие Малых летних Олимпийских игр. Кросс.

10.00

рук-ль физвоспитания, воспитатели

«На прогулке». Крутим обручи, играем в классики, катаемся на велосипеде.

1-я и 2-я прогулки

воспитатели

Физкультурное развлечение «Веселые колобки» (для детей 2-3 лет).

16.30 – 17.00

воспитатели группы «Малыши»

вторник

Комплекс утренней гимнастики «Разговариваем с солнышком».

8.15 – 8.25

рук-ль физвоспитания, воспитатели

Соревнования по прыжкам в длину с разбега

10.00

рук-ль физвоспитания

Конкурс «Чья шляпка красивее?». Прячемся от солнышка.

11.00

воспитатели, зам. зав. по осн. деят-ти

«Веселые игры на участке»

1-я и 2-я прогулки

воспитатели

среда

Утро «Мой веселый звонкий мяч» (игры с мячами).

8.15 – 8.25

воспитатели

Игры с водой и мыльными пузырями (группа «Малыши»).

10.00 – 10.30

воспитатели

Соревнования по метанию мячей на дальность.

16.00

рук-ль физвоспитания

Праздник мяча (придумывание загадок про мяч, игры с мячом и т.д.).

16.20 – 16.40

воспитатели

четверг

Утро «Любимые игры».

8.15 – 8.25

воспитатели

Соревнования по прыжкам в длину с места.

10.30

рук-ль физвоспитания

Праздник скакалки (общеразвивающие упражнения со скакалками, прыжки через скакалку).

11.00 – 11.25

рук-ль физвоспитания

«Что умеют папы, что умеют мамы?» (игры с мячами, обручами, скакалками).

17.40 – 18.30

воспитатели

пятница

Утро «Вместе –  весело бежать!»

8.15 – 8.25

воспитатели

Занятия «Уроки Доктора Природы».

9.15 – 9.50

воспитатели

День для себя «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Игры и упражнения на свежем воздухе.

10.00 – 11.00

воспитатели

Соревнования по велокроссу. Закрытие Малых летних Олимпийских игр.

11.30

рук-ль физвоспитания

«Вернисаж на асфальте». «Веселая музыка». Праздник воздушных шаров.

17.30 – 18.20

рук-ль физвоспитания

Список использованной литературы

  1. Баранова, В.Н. Работа с кадрами в летний период / В.Н. Баранова, Л.А. Медведева // Управление ДОУ. –  №4. – 2007.
  2. Белая, К.Ю. Подготовка и подведение итогов летней оздоровительной работы детского сада / К.Ю. Белая // Управление ДОУ. –  №2. – 2004.
  3. Громова, О.Е. Летний отдых в разновозрастной группе / О.Е. Громова // Управление ДОУ. –  №2. – 2004.
  4. Евдокимова, Е.С. Проектирование летнего отдыха дошкольников с семьей // Е.С. Евдокимова, Е.А. Кудрявцева // Управление ДОУ. –  №2. – 2004.
  5. Исаева, О.В. Социально-экологическое направление работы ДОУ летом / О.В. Исаева // Управление ДОУ. –  №2. – 2004.
  6. Котенёва, Л. Работа дошкольного учреждения летом / Л. Котенёва, Н. Василенко // Минская школа сегодня. –  №7. – 2006.
  7. Куцакова, Л.В. Организация детского творчества летом / Л.В. Куцакова // Управление ДОУ. –  №2. – 2004.
  8. Малиновская, И. Здоровые дети – здоровое будущее / И. Малиновская // Минская школа сегодня. – №6. – 2009.
  9. Методические рекомендации МО РБ «Об организации работы дошкольного учреждения в летний оздоровительный период» от 27.04.2007 г. №И-10-16/75.
  10. Накс, Н. Как в «Колоске» занимаются здоровьем / Н. Накс // Пралеска. –  №4. – 2009.
  11. Петропавловская, Л.В. Вариативность досуга – одно из условий полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве / Л.В. Петропавловская // Дошкольная педагогика. –  №3. – 2008.
  12. Планирование работы дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошк. учреждений / И.В. Житко, О.П. Жихар, З.В. Кощева, А.М. Сташенкова. – Мн.: Университетское, 2001.
  13. Светличная, Л.В. Методические рекомендации для музыкальных руководителей на летний период / Л.В. Светличная // Управление ДОУ. –  №2. – 2004.
  14. Чибисова, М.Ю. Детский досуг летом /М.Ю. Чибисова // Управление ДОУ. –  №2. – 2004.
  15. Штанько, И.В. Готовимся к лету: развлечения и досуги / И.В. Штанько // Управление ДОУ. –  №2. – 2004.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.