Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

советы, рекомендации

Дата: 3 мая 2016 в 20:26, Обновлено 19 февраля в 18:39

Памятка для подготовки к экзамену

I  этап. Подготовка к экзамену:

  • полезно составить план подготовки к экзамену на каждый день;
  • хорошо начинать либо с самого труд­ного, либо с самого простого материала;
  • обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятие, 10 минут — перерыв);
  • полезно повторять материал по во­просам;
  • можно структурировать материал за счет составления планов, схем на бумаге;
  • твоя задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируй внимание на клю­чевых мыслях;
  • научись хорошо выполнять практиче­ские задания на время;
  • за несколько дней до экзамена «про­играй» мысленно ситуацию на экзамене, представь себе во всех деталях обстановку.

II этап. Накануне экзамена:

  • старайся отдохнуть хотя бы один день перед экзаменом. Погуляй, отвлекись, ляг спать пораньше;
  • если ты уже волнуешься, то попытайся конкретнее, в деталях, «проиграть» то, как ты заходишь в аудиторию, тянешь билет, нерв­ничаешь, выполняешь задание. Через некото­рое время такой «игры» страх исчезнет.

III этап. Как вести себя на экзамене:

  • находясь в аудитории на экзамене, постарайся расслабиться: свесь руки, опу­сти голову, вдох — «по», выдох — «кой» (20 с). Ты почувствуешь, как   уйдет сначала мышечное напряжение, затем - вну­треннее;
  • начинай выполнять те задания, которые для тебя легче (для того, чтобы сэкономить время для более трудных заданий);
  • не бойся ошибки. Если ты не уверен в правильности своего ответа,   все равно

 продолжай работать;

Советы родителям

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от    отношения и настроя родителей школьника. Папы и мамы должны помочь ребенку определить сильные сто­роны, обратить внимание на питание и нагрузку. Задолго до экзаменов  обсудите с ребенком, что именно ему придется сда­вать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему. Эта информация поможет совместно создать план под­готовки, определить предметы, на которые придется потратить больше времени.

Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада. Для этого необходимо знать тип темперамента. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо пом­ните   большинство   разделов   биологии, химии или любого другого предмета, ко­торый ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он  успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подго­товку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на под­готовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет ин­тересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще зна­ете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь школьнику понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, ког­да он не знает ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит.

В выходные дни, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку  репетицию письменного экзамена. Например, возь­мите один из вариантов задач по матема­тике или физике. Договоритесь, что у него будет два или три часа, усадите за стол.

свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале экзамена.

Следите за тем, чтобы во время подго­товки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее сред­ство от переутомления. Важно, чтобы школьник обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай): нервная система перед экзаменом и так истощена. Нема­ло вреда может принести и попытка со­средоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятство­вать, только договоритесь, чтобы музыка была «без слов».

Если ваш ребенок получил балл ниже, чем хотелось бы, или вовсе «провалил экзамен», помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого выясните, в чем причина неудачи, сделайте выводы и обсудите, что означает в данном случае пресловутое «не повезло».


 


 


 


 


 


 

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКУ

На свете найдется не так много людей, у которых мысль об экзаменах вызывала бы радостную улыбку.

Сегодня экзамены сдают не только аби­туриенты и студенты, но и младшие школь­ники. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, а ведь психотехнические навыки очень полезны: они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и способ­ствуют развитию навыков мыслительной" работы и умению мобилизовать себя в решающей ситуации. А такие знания будут полезны  абсолютно всем.

Прежде чем начать подготовку к экза­менам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Психологи считают полезным ввести в такой инте­рьер желтый и фиолетовый цвета, ведь именно они повышают интеллектуальную активность.

Вначале подготовки нужно понять, «сова» ты или «жаворонок» - и в зави­симости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подго­товки, четко определи то, что ты будешь учить именно сегодня. Не стоит обманы­вать себя фразой «немного позанима­юсь». План учебы на каждый день должен содержать конкретные разделы учебника, задания и упражнения. Прежде чем что-то учить, необходимо определиться с теми источниками, которые ты будешь исполь­зовать при подготовке. Обычно информа­ции либо слишком много, либо слишком мало. В первом случае советую из кипы учебников выбрать один-два. Самый опти­мальный вариант — конспекты. Если пред­мет технический - лучше обратить внима­ние на формулы (если формула слишком длинная — раздели ее на составляющие), их расшифровку. К знакомому отличнику, к преподавателю или репетитору лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим ты сэкономишь и свое, и его время. Интернетом лучше пользоваться тогда, когда знаешь, что нужно, иначе процесс поиска информации займет больше вре­мени, чем ее усвоение.

Начинай подготовку «на свежую голо­ву» и с самого сложного раздела. Если ты устал, а готовиться к экзаменам все же нужно, начни с материала, который боль­ше всего интересен и приятен. Переходи от легкого материла к сложному.

Обязательно следует чередовать рабо­ту и отдых, к примеру: 40 минут занятий, затем 10 минуту перерыв. В это время можно вымыть посуду, полить цветы, сде­лать зарядку.

При подготовке к экзаменам увеличива­ется нагрузка на глаза. Если ты чувствуешь, что глаза устали, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Советую выполнить следующие упраж­нения:

  1. посмотри попеременно вверх-вниз (15 с), влево - вправо (15 с);
  2. нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;

3)попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 с), потом — на листе бумаги перед собой (20 с);

4)нарисуй глазами квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке, потом - против).

Дыхательные упражнения также помо­гают снять напряжение. Попробуй освоить несколько несложных приемов:

1)сядь удобно;

2)сделай глубокий вдох через нос (4-6 с);

  1. задержи дыхание (2-3 с);
  2. сделай медленный, плавный выдох через нос (4-6 с);

5)задержи дыхание (2-3 с).
Упражнение  выполняется  в  течение 2-3 минут.

Серьезным вопросом является то, как учить. Уходишь ли ты в учебу «с головой», занимаешься в библиотеке или берешь кон­спект «почитать в транспорте»? Конечно, эф­фективность таких занятий абсолютно разная. Что можно сделать за ограниченное время? Многие школьники говорят, что перед экза­меном хочется делать все, что угодно, - лишь бы к нему не готовиться. Совет установи для себя норму - скажем, один час или, напри­мер, один билет: разобрался в теме одного билета - сделай передышку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться запоминать наизусть весь учебник. Про­читав вопрос, вначале вспомни и обяза­тельно кратко запиши все, что ты знаешь по нему, затем проверь себя по учебнику. Особое внимание обрати на подзаголовки главы или параграфа учебника, на прави­ла и выделенный текст. Проверь правиль­ность дат, основных фактов; Только по­сле этого внимательно, медленно прочти учебник, выделяя главные мысли — опор­ные пункты ответа.

Важный вопрос: как запомнить? На этот счет существуют разные мнения. Одним из удачных способов запоминания считается мнемотехника — комплексная методика, включающая в себя запоминание ассоциа­циями. Если нужно запомнить дату, вспом­ни, что эта дата значит для тебя лично. Может, это день рождения тети? А может, в этот день ты впервые что-то сделал или куда-нибудь съездил? Или вдруг эта дата напоминает какой-либо номер телефона? Нужно запомнить формулу? Попробуй по­смотреть на нее под другим углом — про­читать ее как слово. Сопоставь каждую букву в формуле с каким-нибудь словом и составь смешное предложение, которое «застрянет» в голове. Очень удобно запо­минать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что тебе уже известно. Попробуй упростить определе­ние. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редкий учитель примет в штыки объяснение определения своими словами вместо заученного варианта. Если ты можешь пересказать определение сво­ими словами, значит, ты его понимаешь и разбираешься в материале.

Перед устным экзаменом советую наи­более трудные билеты рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы ви­деть себя в полный рост), обращая вни­мание на позу, жесты, выражение лица. Почему нужно делать это? В психологии и психотерапии установлено: чем боль­ше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену), и тогда, когда вос­производит ее (сдает экзамен), тем труд­нее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, рас­слабившись, а отвечая на экзамене, чело­век испытывает напряжение, волнение.

Когда ты рассказываешь материал или записываешь его на магнитофон, ты сбли­жаешь эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух. Чтобы стать понятной другим, речь требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается.

У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с преобладающей зрительной па­мятью полезнее будет читать материал: потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тем, у кого развита моторная память, лучше будет еще раз прописать материал, например,  заняться написанием шпаргалок. Уверена, что на экзамене тебе они и не понадобятся, так как моторная память поможет воспроиз­вести нужный материал.

Готовясь к экзамену, не думай о том, что «провалишься», напротив, мыслен­но рисуй себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазру­шающими. Они не только мешают тебе готовиться, создавая постоянное напря­жение и смятение в мыслях, как раз они и позволяют делать все спустя рукава («Зачем трудиться, если все равно ниче­го не выйдет?!»).

За несколько дней до экзамена «прои­грай» мысленно ситуацию экзамена, пред­ставь во всех деталях обстановку, свой ответ. Старайся делать это как можно конкретнее и подробнее. Но — внимание! - сконцен­трируйся на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, не «зацикливайся» на собственных страхах и мыслях о «провале».

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь материал. Не повторяй билеты по порядку, лучше на­пиши номера на листочках и тяни, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомни и запиши план ответа. Если это получилось легко, мо­жешь не рассказывать — этот вопрос ты знаешь хорошо. Рассказывай только то, в чем ты чувствуешь затруднение. При рас­сказе пользуйся записанным планом - на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Сле­ди при этом за своей позой, жестами, ми­микой, голосом. Знай, что речь, весь твой вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверен­ным голосом, ты в действительности ста­новишься спокойнее и увереннее в себе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.