Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

Типовые программы

Дата: 18 сентября 2017 в 14:22


 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь


 

                  В.А.Будкевич

«25» июля2012


 

Типовая программа дополнительного

образования   детей   и         молодежи

(художественный профиль)


 

Пояснительная записка

Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по художественному профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Художественный профиль включает образовательные области (направления): музыка, хореография, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и иные.

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по художественному профилю.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи - это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого они могут выйти на более высокий уровень художественного творчества, образованности и  воспитанности.

Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами художественного творчества.

Задачи:

-  развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

-  способствовать освоению культурных ценностей человечества;-

    развивать знания о национальном своеобразии родной культуры;

-  знакомить учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств различных видов искусства;

-  формировать практические умения и навыки работы в различных видах художественной деятельности, чувственно-эмоциональную сферу учащихся и художественный вкус, социальный опыт средствами проектно-творческой деятельности;

-  осваивать нормы здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие.

Образовательный процесс при реализации типовой программы художественного профиля осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально, с учетом возраста учащихся:

2 – 5 лет – не более 2 учеб. часов в неделю (до 72 часов в год);

6 – 10 лет – не более 4 учебных часов в неделю (до 144 часов в год);

11 – 13 лет – не более 6 учеб. часов в неделю (до 216 часов в год);

от 14 лет и старше – не более 12 учебных часов в неделю (до 432 часов в год).

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Типовая программа может быть реализована в очной и заочной формах получения образования.

Примерный перечень направлений и видов деятельности дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю.

  1. Музыкальное творчество.
    1. Инструментальная музыка:

Фортепиано, гитара; струнные инструменты; народные инструменты; духовые инструменты; ударные инструменты; электроинструменты; инструментальные ансамбли и оркестры.

  1. Вокально-хоровое творчество:

академическое сольное пение; хоровое пение; вокальный ансамбль; эстрадный вокал; авторская песня; фольклорный ансамбль, народный хор, сольное народное пение.

  1. Хореографическое творчество:

классический танец; народный танец; народно-сценический танец; спортивный танец; современная хореография; ритмика.


 

  1. Театральное творчество:

драматический театр; театр кукол; музыкальный театр; театр мод; исторический театр; театр пластики; цирк; литературное творчество; художественное слово.

  1. Изобразительное искусство: рисунок; живопись; гравюра; графика.
  2. Декоративно-прикладное творчество: лепка; керамика; скульптура; роспись (ткань, дерево, стекло); бумагопластика (оригами); вышивка, вязание, кружевоплетение, макраме; текстильный дизайн; фитодизайн и флористика; моделирование и конструирование одежды; работа с природным материалом; ткачество; народные художественные ремесла; работа с металлом, чеканка; мягкая и декоративная игрушка; фотография; искусство кино-, видео-, телевидение; анимация;театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит.

         Перечень направлений и видов деятельности может изменяться в соответствии с запросами учащихся, родителей, общества, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность освоения содержания разделов, тем изучаемой образовательной области  учебного предмета, учебной дисциплины; определяет количество часов на каждую из них и соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Для очной формы получения образования

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего часов

В том числе


 

Теоретических

Практических


 


 


 


 

от 30% до 50%

от 50% до 70%

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов

Всего

Количество часов

Теоретических

Самостоятельных

Контрольная работа

Практических


 


 


 

(20 %)

(40 %) 

(20 %)

(20 %)

Содержание программы

Основу содержания типовой программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля составляет искусство, восприятие которого связано с сильным воспитательным воздействием на учащегося. Влияние искусства носит комплексный характер, обеспечивая реализацию задач развития эмоционального, нравственного, интеллектуального, коммуникативного потенциала личности.

Содержание программы включает разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом; конкретно описывает теоретические и практические занятия с указанием форм и методов организации образовательного процесса.

Содержание программы по направлению деятельности «Музыкальное творчество» включает:

- приобретение прочных теоретических знаний по музыкальной грамоте;

- освоение таких видов исполнительства, как пение (хор, вокал), элементарные сценические движения, игра на различных музыкальных инструментах, в ансамбле, в оркестре;

- знакомство с музыкальной классикой и современным искусством, особенностями белорусской народной музыкальной культуры;

- развитие творческих способностей  учащихся путем совершенствования процессов исполнения, слушания, сочинения и импровизации;

- отбор и работу над музыкальным репертуаром как важнейшим средством воспитания гармонически развитой личности;

         - участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Содержание программы по направлению деятельности «Хореографическое творчество» включает:

- элементарные теоретические знания по музыкальной грамоте; сведения об искусстве танца и пластике человеческого тела; правила исполнения позиций рук, ног, осанки, грамотности в положении движения корпуса, головы;

- практическую деятельность как сочетание тренировочных упражнений и танцевальных движений классического, народно-сценического, историко-бытового, эстрадного танца, импровизации;

- работу над танцевальным репертуаром, который должен содействовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, формированию художественного вкуса и исполнительских навыков;

- участие в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Содержание программы «Театральное творчество» включает:

- специальные теоретические знания по теории и истории театрального искусства, о театральных жанрах, основах актерского мастерства, сценического движения и речи;

- практическую работу (специальные упражнения, тренинги, этюды) по овладению пластическими техниками, правильному дыханию и голосоведению, дикции, актерскому мастерству;

- работу над спектаклем (репетиционный период, индивидуальная работа над образом, художественное и музыкальное оформление) и выступления;

- участие в творческих показах, выступлениях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Содержание программы «Изобразительное творчество» включает:

- изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств;

- получение представления о роли искусства в жизни человека и общества, об основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи;

- приобретение практических навыков в рисунке, живописи, композиции, цветоведении и создание художественных произведений;

- участие в выставочной деятельности, способствующих творческой самореализации учащихся.

Содержание программы «Декоративно-прикладное творчество» включает:

- приобретение и углубление специальных теоретических знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения, технологии изготовления различных предметов декоративно-прикладного творчества;

 - усвоение знаковой системы декоративно-прикладного искусства, специфики его художественных образов и орнаментального строя;

- обучение практическим приемам художественно-творческой деятельности на основе традиционных технологий народных художественных промыслов и современного декоративно-прикладного искусства;

- развитие умений и навыков в изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства;

- расширение представлений учащихся о национальной художественной культуре и ее связи с современной культурой мирового сообщества;

- участие  в мероприятиях, способствующих творческой самореализации учащихся.

Ожидаемые результаты освоения программы для каждого года обучения и возраста учащихся имеют свои особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его жизнедеятельность. В младшем школьном возрасте формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, которые затем складываются в систему эстетических знаний, как и собственные художественно-практические навыки учащихся. В среднем школьного возрасте подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает возможность самостоятельного постижения искусства, а также создания предпосылок для собственной художественной деятельности. Учащаяся молодежь приходит к полноценной социокультурной самоидентификации, на основе которой складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве.

Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:

- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин художественного профиля;

- приобретение умений и навыков художественно-практической деятельности;

- публичное предъявление учащимися собственных результатов художественно-практической деятельности;

- развитие личностных качеств учащихся.

                Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы художественного профиля требует форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.

Среди общих организационных форм педагогического  взаимодействия, посредством которого реализуется типовая программа по художественному профилю: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы занятий: традиционное занятие; интегрированное, комбинированное занятие; лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, игра, экскурсия, экспедиция, творческая мастерская, дискуссия, диспут, турнир, соревнование, конференция, репетиция, концерт, спектакль, пленэр, выставка и другие.

Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение, исследовательская, творческая работа и другое).

  • подведения итогов образовательного процесса: отчетное,  контрольное, открытое, итоговое занятие; концерт, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта и другие.

Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, диагностика, тренинги, самоанализ.

Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

Пример:

  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
  2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
  3. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.
  4. Электронная почта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.


 

Критерии

Ожидаемые результаты


 

1-ый год обучения

2-ой год обучения

3-ой год обучения

4-ой год обучения

Овладение основными знаниями, умениями и навыками.

Учащиеся используют элементарные знания и умения.

Спектр основных умений и навыков расширяется в учебной и творческой деятельности.

Ориентация на систему требований; самостоятельное использование знаний, умений, навыков.

Знания и умения переходят в стадию уверенного навыка, применяемого в практической деятельности.

Развитие художественных способностей средствами ведущей деятельности.

Имеют первоначальные навыки общения с произведениями искусства и культуры; имеют представление об основах художественного языка ведущей деятельности.

Выходят на уровень диалога в художественном произведении, имеют представления об особенностях художественного языка, могут анализировать.

Свободно владеют основным средствами передачи художественного образа, создания собственного художественного продукта.

Учащиеся свободно выражают себя средствами ведущей деятельности; хорошо развито наглядно-образное, ассоциативное мышлении, самостоятельно выбирают средства и способы создания художественного продукта.

Креативность.

Выполнение учебной работы с элементами собственного творчества.

Постепенное проявление навыков самостоятельности, изобретательности, фантазии при выполнении творческих заданий.

Учащиеся самостоятельно, в рамках заданной темы, сочиняют, исполняют, импровизируют; не ограничиваются в выборе художественных средств, способов воплощения собственных задумок. Способны доказать свой выбор, опираясь на личные чувства, ощущения, мысли.

Проявляют самостоятельность в творчестве, вкладывая собственный смысл в создаваемую творческую работу.

Отношение к миру и себе.

Эмоционально-положительное восприятие сверстников, педагогов, устанавливают контакт в группе, чаще по интересам, психологическим характеристикам; высокий уровень активности, самостоятельности.

Уровень самооценки складывается под влиянием успешности в ведущей деятельности, владеют правилами общения и умениями  работать в коллективе, микрогруппе, индивидуально.

Способны оценить себя, свои поступки и действия других; эмоционально-положительное восприятие отношений в коллективе, владеют навыками эмоциональной сферы, имеют устойчивый навык работы в коллективе.

Приобретают основные ценностно-смысловые и личностные ориентиры в окружающей действительности, обладают навыками общения со сверстниками и взрослыми, получают опыт управления своими эмоциями.

Мотивация.

Мотивация еще неустойчивая, связана с интересом к определенному виду деятельности.

Наличие познавательного и социального мотива учения, чем более успешен учащийся, тем более увлечен он творческой деятельностью.

Ведущие признаки мотивации – интерес, удовлетворение, успешность, собственная «значимость, предпочтение «трудных» творческих заданий.

Предпочтение самостоятельных творческих заданий; ориентация на условие новых знаний, наличие мотива самообразования.

Сформированность гражданской сферы.

Проявляют навыки активной общественной и творческой позиции.

Осознают, что активная, деятельностная позиция приносит успех и признание всему коллективу и каждому учащемуся.

Ориентация на общечеловеческие ценности, активное участие в творческой жизни коллектива, реализация личных интересов, творческих способностей.

Активная творческая деятельность становится необходимой частью жизни.


 


 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

                            В.А.Будкевич

«_____» ____________2012


 

Типовая программа дополнительного

образования детей    и         молодежи

(эколого-биологический профиль)


 

Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса эколого-биологической деятельности при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи определяет методологические, теоретические, концептуальные основы, направления и содержание эколого-биологической деятельности объединения по интересам, организационные и методические особенности педагогического процесса, а также его условия и результаты.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи характеризует педагогическую концепцию деятельности объединений по интересам, в которой раскрываются цель, задачи, направления, содержание, последовательность осуществления, формы и методы педагогического процесса.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи - это базовый образовательный маршрут учащихся, при прохождении которого они могут выйти на более высокий уровень образованности, воспитанности, развития экологической культуры.

         Программа соответствует направлениям и областям эколого-биологического профиля, образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения.

Цель реализации программы – формирование экологической культуры личности.

Задачи:

- формирование эколого-биологической культуры;

- формирование экологического сознания личности;

- формирование ценностных экологических ориентации детей и молодежи;

- формирование мотивов конструктивной эколого-биологической деятельности, поведения человека в природе;

- осознание человеком самоценности природы;

           - освоение норм и правил поведения и деятельности в природе, взаимодействия с природой;

            - формирование у учащихся системы практических экологических научно-исследовательских умений и навыков;

- развитие эмоциональной отзывчивости учащихся к природе,
формирование опыта эмоционально-волевого отношения к решению
эколого-биологических проблем на личностном уровне.

Содержание эколого-биологической деятельности детей и молодежи реализуется через межпредметные связи и основывается на системе следующих научных идей:

-развитие и целостность природы в сфере жизни;

-взаимосвязь истории общества и природы;

-изменение природы в процессе труда;

-влияние среды на здоровье человека;

-природа как фактор нравственно-эстетического развития личности;

-оптимизация взаимодействия в системе «природа - общество - человек».

Основой содержания образования являются:

- познавательная экологическая деятельность;

- исследовательская биолого-экологическая;

- практическая экологическая (природоохранная) деятельность;

- художественно-эстетическая экологическая деятельность.

Актуальность типовой программы состоит в том, что она направлена на взаимодействие с природой, осознание человеком своей ответственности за дальнейшее развитие биосферы, за обеспечение своей будущности.

Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по эколого-биологическим областям и направлениям и могут быть от 1 года до 3 лет.

Во временных объединениях по интересам от 9 до 40 дней освоение образовательных областей (направлений) тем, учебных предметов и учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях.

При заочном (дистанционном) обучении программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется для учащихся среднего, старшего школьного возраста и молодежи. Срок получения образования при заочном (дистанционном) обучении – от 1 года до 3 лет.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является основой для разработки программ объединений по интересам, индивидуальных, экспериментальных, базовых программ, а также типовых программ с повышенным уровнем изучения образовательных областей, учебных предметов, тем и дисциплин.

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по эколого-биологическому профилю реализуется в очной и заочной (дистанционной) формах получения образования.

Образовательный процесс при реализации типовой программы эколого-биологического профиля осуществляется с учетом возраста учащихся:

2 – 5 лет – не более 2 часов в неделю;

6 – 10 лет – не более 4 часов в неделю;

11 – 13 лет – не более 6 часов в неделю;

от 14 лет и старше – не более 12 часов в неделю.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Продолжительность одного занятия не превышает 2-х часов в объединениях по интересам первого года обучения; 3-х часов в объединениях по интересам второго и последующих годов обучения.

Для занятий детей раннего возраста (школа развития 2-6 лет) реализуется программа по формированию экологических знаний и умений на базе учебных лабораторий учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

При очной форме получения образования реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам для младшего среднего школьного возраста до 4 учебных часов в неделю, среднего школьного возраста до 6 учебных часов в неделю, старшего школьного возраста и молодежи до 9 учебных часов в неделю. При заочном (дистанционном) обучении - до 4 учебных часов в неделю.

Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа дополнительного образования детей и молодежи, является объединение по интересам, кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т. д. Среди интегрированных организационных форм выделяются экспедиции, научные общества учащихся, школьные лесничества, очно-заочные (дистанционные) экологические и биологические школы, раннего развития, эколого-биологического всеобуча, фитобары, учебно-полевые сборы, лабораторные и экологические практикумы, информационные центры и т.д.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (теоретическое и практическое), лабораторный эксперимент, экскурсия, поход, массовые мероприятия и др.

Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля: социальная экология, общая экология, экология природопользования, биология (ботаническое, зоологическое, физиологическое, молекулярное, микробиологическое, биотехнологическое, генетическое направления), экология человека,  экология животных,  этноэкология, экологическое краеведение,  агробиология (растениеводческое, садоводческое,
животноводческое, агротуристическое направления), дендрология, лесоводство,  геоэкология, биоэтика,  энтомология, орнитология,  ландшафтный дизайн, фитодизайн; экодизайн; декоративно-прикладное творчество средствами природы (работа с камышом, берестой, цветами, корнями, соломой и др.), цветоводство, медико-биологическое (валеологическое,  биохимическое,  гигиеническое направление), окружающая среда (направления - энергия и окружающая среда,   среда обитания, природные ресурсы, климатология), культурно-досуговое (через - экотеатры, экогостиные, фитобары, экостудии, экодискотеки, экомастерские).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения образовательных областей, тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую образовательную область, направление, год обучения и форму получения образования.

Для очной формы получения образования

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего часов

В том числе


 

Теоретических

Практических


 


 


 


 

от 30% до 50%

от 50% до 70%

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов

Всего

Количество часов


 

Теоретических


 

Самостоятельных


 

Контрольная работа


 

Практических (учебно-полевые сборы)


 


 


 

(20 %)

(40 %)  

(20 %)

(20 %)


 


 

Содержание образовательных областей

                       В строгом соответствии с учебно-тематическим планом представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, раскрывающих тему каждого направления, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционном) формах получения образования.

Формы и методы реализации программы:

Среди общих организационных форм педагогического  взаимодействия, посредством которого реализуется типовая программа по эколого-биологическому профилю: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Основанием классификации методов дополнительного образования детей и молодежи экологического профиля является структура эколого-биологической деятельности, в этой связи выделяются следующие группы методов:

методы формирования экологического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);

методы организации эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, упражнение, работа с литературой и информационными ресурсами, самостоятельная работа, творческие задания, иллюстрация, демонстрация, трудовые операции, дистанционные методы обучения и др.);

методы стимулирования эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, поощрение, соревнование, конкурс, турнир, праздник, фестиваль, защита творческих работ и проектов, перспектива, ситуация успеха и др.)

методы контроля и оценки эколого-биологической деятельности, поведения учащихся (наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоконтроль, интерактивные, рефлексивные методы и др.).

Педагогическими технологиями реализации программы дополнительного экологического образования являются технологии:

коллективной творческой деятельности,

интерактивного обучения, проектной деятельности, проблемного обучения, модульного обучения, мастерских, дифференцированного обучения и др

Ожидаемые результаты

В программе обозначают предполагаемые результаты по освоению областей, направлений участниками образовательного процесса. Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков.

Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

Пример:

  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
  2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
  3. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.
  4. Электронная почта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.


 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования Республики Беларусь

                  В.А. Будкевич

«___» ____________2012 г.


 

Типовая программа дополнительного

образования детей и молодежи

(туристско-краеведческого профиля)


 

Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю определяет концептуальные основы, направления и содержание деятельности объединений по интересам, организационные и методические особенности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю, а также его условия и результаты.

Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю позволяет приобщать учащихся и молодежь к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия своей малой родины и страны.

Целью изучения содержания образовательных областей туристско-краеведческого профиля является формирование разностороннее развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося средствами туризма и краеведения.

Задачи:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры семейных отношений;

-  подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- овладение навыками здорового образа жизни и основами безопасной жизнедеятельности;

- создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;

- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма;

- расширение знаний по географии, биологии, экологии, истории, полученных в учреждении общего среднего образования.

Туризм и краеведение является не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления, но и ресурсом непрерывного образования. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения в системе дополнительного образования детей и молодежи.

         Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю определяются учебно-программной документацией: программами объединений по интересам, экспериментальными программами, индивидуальными программами.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю является основой для разработки и создания программ объединений по интересам. Дополнительное образование детей и молодежи и может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционной) формах.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся:                                                                              до 6 лет – не более 2 учебных часов в неделю,    

6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю,                                 

11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю,                     

от 14 лет и старше –до 12 учебных часов в неделю.                Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением.

Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля: юные туристы, юные краеведы, географы-краеведы, юные геологи, юные гидрологи, юные историки, военная история Беларуси, юные этнографы, юные фольклористы, музееведение, литературное краеведение, юные археологи, юные туристы-экологи, юные туристы-краеведы, юные экскурсоводы, мой город, мой район, мой род, моя семья, моя малая родина, юные нумизматы, юные почвоведы, художественное краеведение, любительское рыболовство, юные туристы-спасатели, юные туристы-спелеологи, туристы-проводники, школа безопасности, юные судьи туристских соревнований, юные инструкторы туризма, велосипедный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, лыжный туризм, горно-пешеходный туризм, туристско-прикладное многоборье, спортивное скалолазание, альпинизм, туризм и спортивное ориентирование, спортивное ориентирование.

Учебно-тематический план

        Учебно-тематический план типовой программы дополнительного образования детей и молодежи является примерным и предусматривает освоение основных тем образовательных областей, раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую тему, направление, год обучения и форму получения образования.

Для очной формы получения образования

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего часов

В том числе


 

Теоретических

Практических


 


 


 


 

от 30% до 50%

от 50% до 70%


 

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов

Всего

Количество часов

Теоретических

Самостоятельных

Контрольная работа

Практиче

ских (учебно-полевые и тренировоч

ные сборы)


 


 


 

Около

20 %

Около

40 %

Около

20 %

Около

20%

(при

возможности проведения)


 

Содержание образовательных областей

В строгом соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, краткое изложение каждой темы, позволяющее раскрыть содержание занятий, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционных) формах образования.

Формы и методы реализации программы

         Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования является занятие (теоретическое и практическое), экскурсия, поход, массовые мероприятия и др. Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является предметный (по интересам) кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т. д. Среди интегрированных организационных форм выделяются соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря и смены, экспедиции, очно-заочные (дистанционные) географические и исторические школы, конференции, научные общества учащихся, школы раннего развития, конкурсы, лабораторные и исследовательские практикумы, информационные центры, школы историко-патриотического и географического всеобуча и т.д.

Основные методы раелизации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю:

методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);

методы организации туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);

методы стимулирования туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, соревнование, участие в походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);

методы контроля и оценки туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, рефлексивные методы и др.).

Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный поход, экспедиция, слет и другие.


 

Ожидаемые результаты освоения образовательных областей

Авторы программы обозначают предполагаемые результаты по освоению программы учащимися. Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:

- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин туристско-краеведческого профиля;

- приобретение умений и навыков практической деятельности;

- развитие личностных качеств учащихся.

Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
  2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
  3. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

                       В.А. Будкевич

«25_» июля 2012


 

Типовая программа дополнительного

образования    детей          и молодежи

(технический профиль)


 

Пояснительная записка

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи технического профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по техническому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Технический профиль включает образовательные области (направления): техническое конструирование, техническое моделирование, художественно-техническое направление, предметно-техническое направление, профессионально-техническое направление и иные, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы детей и молодежи.

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа) по техническому профилю.

Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества.

Задачи:

- развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

- удовлетворять образовательные потребности учащихся в сфере технического творчества, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий;

- формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление, ценности научно-исследовательской, инженерно-конструкторской и проектной деятельности;

- профессионально ориентировать учащихся на технические специальности;

- укреплять физическое и нравственное здоровье учащихся;

- формировать культуру использования свободного времени учащихся.

Образовательный процесс при реализации типовой программы технического профиля осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста учащихся:

- 2 – 5 лет – не более 2 учебных часов в неделю;

- 6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю;

- 11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю;

- от 14 лет и старше – до 9-12 учебных часов в неделю.

Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля является занятие (теоретическое и практическое).

В образовательном процессе при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.

В процессе практических занятий рекомендуется проводить физкультминутки, направленные на активацию дыхания, кровообращения и активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности.

Примерный перечень направлений и видов деятельности дополнительного образования детей и молодежи по техническому профилю:

            - техническое конструирование: разработка технической документации; создание реальных технических устройств, сооружений, машин, приборов, механизмов с признаками новизны,

            - техническое моделирование: моделирование аналогов реально существующих технических устройств, приборов, оборудования, воспроизводящих или имитирующих их строение и действие;

            - художественно-техническое направление: создание с помощью различных технических устройств, механизмов, приспособлений, приборов и оборудования художественных изделий или объектов духовной культуры;

            - предметно-техническое направление: расширение и углубление знаний, закрепление практических умений и навыков по различным предметам естественнонаучного цикла; приобретение знаний и умений, необходимых для практических работ по ремонту, наладке и изготовлению наглядных пособий, приборов, технических средств обучения;

            - профессионально-техническое направление: изучение принципов действия, освоение, эксплуатация, обслуживание и ремонт различных технических устройств, машин и механизмов; приобретение определенных умений и навыков в актуальной области практической деятельности, облегчающих получение в будущем конкретных профессий, связанных с изучаемой техникой.

            Перечень направлений и видов деятельности может изменяться в соответствии с запросами учащихся, родителей, общества.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность освоения содержания разделов, тем изучаемой образовательной области  учебного предмета, учебной дисциплины; определяет количество часов на каждую из них и соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

            Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом учащихся, ресурсным обеспечением.

Для очной формы получения образования

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего часов

В том числе


 

Теоретических

Практических


 


 


 


 

от 30% до 50%

от 50% до 70%


 


 


 


 


 

Для заочной (дистанционной) формы получения образования

№ п/п

Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов

Всего

Количество часов


 

Теоретических


 

Самостоятельных


 

Контрольная работа


 

Практических


 


 


 

(20 %)

(40 %) 

(20 %)

(20 %)

            Содержание программы  

Основу содержания типовой программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля составляет техническое творчество.

В строгом соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, раскрывающих каждую тему каждого направления, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционном) формах получения образования.

Содержание программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля предполагает:

- приобретение прочных знаний в области технического конструирования, технического моделирования, художественно-технического, предметно-технического, профессионально-технического и др.;

- освоение основ физики, механики, радиоэлектроники, микропроцессорной техники, робототехники и др.;

- знакомство с техническим дизайном и эргономикой;

- знакомство с материалами, станочным оборудованием, приборами, контрольно-измерительными инструментами, которые используются в моделировании и конструировании, техническом обслуживании и ремонте технических моделей и объектов;

- изучение слесарных и столярных видов работ в моделировании и конструировании технических моделей и объектов;

- изучение этапов моделирования, конструирования и изготовления технических моделей и объектов различной сложности;

- знакомство с эксплуатацией, управлением и техническим обслуживанием моделей и объектов, изготовленных и эксплуатируемых на занятиях;

- использование компьютерной техники, программного обеспечения, интернет-технологий в моделировании и конструировании, эксплуатации технических моделей и объектов;

- знакомство с основами рационализаторской и изобретательской работы, методы решения изобретательских задач;

- подготовка и участие в выставках, конкурсах, конференциях, слетах, форумах, соревнованиях и др.;

- участие в  учебных экскурсиях.

Ожидаемые результаты

В программе обозначают предполагаемые результаты по освоению участниками образовательного процесса областей, направлений . Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков.

Ожидаемые результаты освоения программы для каждого уровня, года обучения и возраста учащихся имеют свои особенности.

Ожидаемые результаты соответствуют поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся                         по основным критериям:

- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин технического профиля;

- приобретение умений и навыков технической деятельности;

- публичное предъявление учащимися собственных результатов технической деятельности;

- развитие личностных качеств учащихся.

            Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы технического профиля требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.

Формы обучения: групповые и индивидуальные.

При групповых формах обучения (звеньевая, бригадная, кооперировано-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая) педагог дополнительного образования управляет обучением учащихся, распределенных по группам в составе объединения по интересам.

Звеньевая форма обучения предполагает организацию образовательного процесса для постоянных групп учащихся при моделировании и конструировании сложных технических объектов, требующих длительного процесса реализации.

При бригадной форме организуется работа специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп.

Кооперировано-групповая форма предполагает деление объединения по интересам на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения объединяет учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности практических умений и навыков.

При реализации типовой программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля наиболее распространенной является индивидуально-групповая форма обучения. Педагог дополнительного образования обучает учащихся разновозрастного состава, различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания. Рекомендуется также парная работа над выполнением конкретного задания.

При реализации типовой программы технического профиля на практических занятиях с применением уникального оборудования, технических устройств, приборов и механизмов, требующих повышенного внимания при их использовании, которые невозможно эксплуатировать при групповой форме обучения, рекомендуется применять индивидуальные формы обучения.

Индивидуальные формы обучения используются также при реализации индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия; учащимися, получающими дополнительное образование в заочной (дистанционной) форме получения образования.

Методы обучения (общие):

            - объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; из учебной, технической, справочной литературы; через мультимедийные и экранные пособия, интернет и др.;

            - репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;

            - метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог дополнительного образования детей и молодежи, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует техническую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;

            - эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных технических и познавательных задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач педагог дополнительного образования использует элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), применяет методы: мозговой штурм, проб и ошибок, синектики, морфологический анализ, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии, конструирования «КАРУС» и др.

Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.

Рекомендуется проводить воспитательные мероприятия, развивающие творческие технические способности учащихся по направлениям:

            -гражданско-патриотическое воспитание: тематические часы (авиации, автомобилиста, космонавтики, флота, радио, поиска в Интернете, компьютерной графики, изобретений (открытий) и др.), мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам в мире науки и технического творчества, конкурсы и акции патриотической направленности, мероприятия, приуроченные к наиболее значимым событиям в жизни белорусского государства и общества, экскурсии по местам воинской славы, на промышленные предприятия, в научные учреждения, презентации, показы рекламных роликов, круглые столы, встречи, конференции, интернет-форумы с участием государственных и общественных деятелей,  ветеранов войны и труда и др.;

            - нравственное и эстетическое воспитание: выставки технического творчества, фестивали детского и молодежного видео, слеты юных техников и изобретателей, культпоходы, праздники, недели технического творчества, показ видеопрограмм о техническом творчестве, встречи с изобретателями и рационализаторами, учеными, авторами книг по технике и др.;

            - воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности: мероприятия на развитие творческих способностей и поддержку одаренных обучающихся (соревнования по автомодельному, авиамодельному, ракетомодельному, судомодельному спорту, юношескому мотомногоборью, радиоспорту, конкурсы научно-технического творчества детей и молодежи и др.);

            - воспитание культуры здорового образа жизни: спартакиады по техническим видам спорта, дни здоровья и др.;

            -семейное воспитание: тематические дни (семьи, матери), родительские клубы, детско-родительские  технические лаборатории, родительские гостиные, панорамы педагогического опыта, мастер-классы, тренинги, совместные праздники и технические соревнования и др.);

            - трудовое и профессиональное воспитание: слеты изобретателей и рационализаторов, тематические дни (профориентации, открытых дверей, профессии и др.), трудовые акции, профессионально-технические конкурсы в рамках будущей профессии и др.;

            - экологическое воспитание: экологические акции и игры, турниры, конкурсы проектов по использованию альтернативных источников энергии и энергосбережению, акции по сбору вторичного материального сырья и др.;          

            - воспитание культуры безопасной жизнедеятельности: беседы, конкурсы, викторины по правилам безопасной жизнедеятельности и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и др.

Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

Пример:

  1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
  2. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
  3. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.
  4. Электронная почта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.


 


 


 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.