Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!

В помощь педагогу

Дата: 18 сентября 2017 в 14:34

Образец  заполнения журнала учета работы


 


 

МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЖУРНАЛ

планавання і ўліку работы гуртка (аб,яднання)


 


 

__________ “Механическая игрушка” _____

назва гуртка (аб,яднання)


 

ГУДО «Центр технического творчества детей и молодежи Солигорского района»

установа пазашкольнага выхавання і  навучання


 


 

на ______ ______навучальны год


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ГУДО «Центр технического творчества детей и молодежи Солигорского района»

(назва ўстановы)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЖУРНАЛ

планавання і ўліку работы гуртка (аб,яднання)


 


 

_____________ “Механическая игрушка” __________

назва гуртка (аб,яднання)


 

на _________навучальны год


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Кіраўнік __Головчик Тамара Александровна__


 

Стараста__Васильева Василиса -1группа __

                   Сергеев Константин -2 группа


 


 


 

Расписание:

                     вторник         15.00-16.45                                                                  

II группа

                  четверг          15.00-16.45


 

                 понедельник 15.00-16.45

I группа 

                  среда             15.00-16.45


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЗАЦВЯРДЖАЮ

                      Дырэктар


 

План работы гуртка (аб’яднання) на __  ____ навучальны год


 

Образец


 

  1. МЭТЫ I ЗАДАЧЫ
  2. обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества __________________________________

- формировать общие и специальные умения и навыки;_______________________

- развивать интерес к техническому творчеству;_____________________________

- последовательно расширять политехнический кругозор учащихся, знакомить с - достижениями в области науки и техники; ________________________________

- углублять знания о свойствах и качестве различных материалов (бумага, картон, древесина, фанера и др.), учить основным способам и приемам работы с ними.

          Развивающие:

- содействовать гармоничному развитию и формированию личности, полной реализации комплекса ее творческих способностей и задатков; ________________

- развивать конструкторские способности, самостоятельность, смекалку, творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение, фантазию;_________

- формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности.__________________________________________

Воспитательные:

- воспитывать творческую личность, уважение к труду, людям труда, умение работать в коллективе; _________________________________________________

- формировать чувство любви и уважения к своей родине, чувство гордости за достижения  кружковцев, учащихся школ, тружеников города, Республики Беларусь; ___________________________________________________________

- формировать нравственную, эстетическую и идеологическую культуру, подготавливать учащихся к самостоятельной жизни и труду;__________________

- формировать основы здорового образа жизни.____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 

  1. АРГАНIЗАЦЫЙНАЯ  РАБОТА
  1. Подготовка материалов по рекламе кружка_____________________________          до 20.08.2012
  2. Посещение школ города  с целью рекламы деятельности кружка и набора детей __________________________________________________________________ 03.09.12 – 08.09.2012
  3. Проведение организационного собрания ____________________________________   10.09.2012
  4. Подготовка кабинета к началу учебного года  _____________________________    до 01. 09.2012
  5. Подготовка наглядных пособий и дидактических  материалов _________________до 08. 09.2012
  6. Оформление документации педагога дополнительного образования ­______­­­_____  до 12.09.2012
  7. Составление анализа о деятельности кружка за учебный год___________________до 25.05.2013

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

  1. ВУЧЭБНА- ТЭМАТЫЧНЫ ПЛАН

№ п/п

ТЕМА

I год обучения

всего

теория

практика


 

Вводное занятие

3

1

2

1.

Материалы и инструменты

8

2

6

2.

Графические знания и умения

8

2

6

3.

Изготовление игрушек и моделей транспортной техники

54

10

44

4.

Летающие игрушки и модели

30

8

22

5.

Плавающие игрушки и модели

30

8

22

6.

Изготовление кукольной мебели

22

8

14

7

Изготовление механических игрушек, настольных игр

10

2

8

8.

Изготовление кухонных принадлежностей

10

2

8

9.

Изготовление сувениров

10

2

8

10.

Подготовка и проведение соревнований. Участие в выставках.

12

2

10

11.

Экскурсии

10

-

10

12.

ОБЖ

6

6

-


 

Итоговое занятие

3

3

-


 

                             ВСЕГО:

216

66

160


 

  1. ВЫХАВАЎЧАЯ РАБОТА


 

      Идеологическая и воспитательная работа

  • Идейно-нравственное воспитание:
  • Формировать нравственные качества личности: коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям общества.____________________________________________________________
  • Активизировать работу по формированию навыков здорового образа жизни____________
  • Создать положительный эмоциональный фон в коллективе, что поможет раскрыть внутренние резервы и возможности учащихся_______________________________________
  • Формировать культуру семейных отношений, сохранение и укрепление семейных ценностей______________________________________________________________________
  • Развивать ответственные инициативы родителей по проведению совместных с детьми культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий___________________
  • Стимулировать игрой творческий потенциал учащихся, формировать сферу общественных отношений, что поможет личности перейти на важную ступень развития индивидуальности


 

  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Формировать чувства любви  и уважения к своей Родине, Чувство гордости за достижения Беларуси_______________________________________________________________________
  • Изучать историко-культурное наследие РБ, православные обряды и праздники___________
  • Формировать у учащихся такие качества как целеустремленность, преданность избранному делу, уважение к человеку труда, трудолюбие и скромность___________________________
  • Формировать экономное и бережное отношение к использованию производственных и природных ресурсов____________________________________________________________
  • Проводить пятиминутки по основным вопросам государственной политики и идеологии, о символике РБ___________________________________________________________________
  1. Проводить пятиминутки, посвященные памятным датам, профессиональным праздникам:

Дню письменности и печати                          сентябрь____________________________

Дню машиностроителя                                  сентябрь____________________________

Дню автомобилиста и дорожника                 октябрь____________________________

Дню ракетных войск и артиллерии               ноябрь_____________________________

Международному дню инвалидов                декабрь_____________________________

Дню белорусской науки                                январь______________________________

Дню памяти героев-интернационалистов     февраль____________________________

Дню Конституции                                           март_______________________________

Дню государственного герба и флага РБ      апрель_____________________________

Дню семьи                                                       май________________________________

  1. Организовать встречи с ветеранами войны и труда, бывшими учащимися, интересными людьми      Февраль _________________________________________________________________
  2. Провести экскурсии в краеведческий музей, на стройку, в автопарк                                                                 Апрель __________________________________________________________________________
  3. Проводить мероприятия, приуроченные Единым дням здоровья (согласно плану)___________
  1. Посещать выставки технического творчества, фотовыставки (по плану ЦТТДиМ)__________
  2.  Принимать участие в массовых мероприятиях, проводимых в ЦТТДиМ (по плану ЦТТДиМ)
  3. Привлекать учащихся из неблагополучных семей в кружок, по мере необходимости проводить индивидуальную работу с ними______________________________________________________


 

  1. Подготовить и провести беседы:
  • О правилах поведения в кружке, общественном месте  Сентябрь_______________________
  • Ребенок за компьютером                                                   Сентябрь_______________________
  • Быть мамой подлинный талант                                         Октябрь________________________
  • Уважай старость                                                                 Октябрь________________________
  • Школа осторожности «Если ты один дома»                     Ноябрь________________________
  • Детский травматизм и его предупреждение                    Декабрь________________________
  • Вредная привычка                                                              Январь_________________________
  • Доблестный воин-победитель                                           Февраль________________________
  • Пусть всегда будет мама!                                                  Март__________________________
  • Чернобыльская трагедия и ее последствия                       Апрель________________________
  • Их именами названы улицы города                                 Май___________________________
  • Символика Республики Беларусь                                     Май___________________________


 

  1. Подготовить и провести конкурсы, викторины, турниры:
  • Конкурс «Любимый герой книги»                                    Октябрь______________________         
  • Игра «Скажи: НЕТ!»                                                           Ноябрь_______________________
  • Интеллектуальная игра «Хитрый вопрос»                       Декабрь______________________
  • Игровая программа «Рождественские гулянья»              Январь_______________________
  • Викторина для будущих защитников Отечества             Февраль______________________
  • Конкурс «Мир моих увлечений»                                       Март_________________________
  • Познавательная викторина «Моя Родина»                        Май_________________________
  • Соревнования по простейшим автомоделям, посвященным дню дорожника и автомобилиста                                                               октябрь________________________
  • Викторину «Автомобиль»                                                октябрь________________________
  • Викторина «Дети и дорога»                                              ноябрь_________________________
  • Конкурс «По морям, по волнам»                                      январь_________________________
  • Конкурс «Материалы и инструменты»                           январь_________________________
  • Космическую викторину                                                   апрель_________________________


 

  1. СУВЯЗЬ З НАВУЧАЛЬНАЙ УСТАНОВАЙ, ГРАМАДКАСЦЮ, БАЦЬКАМІ


 

  1. Проведение родительских собраний  (сентябрь 2012, май 2013) _____________________
  2. Проведение открытых занятий для родителей (декабрь 2012, май 2013) ______________
  3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через организацию участия их в подготовке и проведении мероприятий, праздников, оформлении персональных детских выставок  _____________________________________________________________
  4. Организация встреч с инспектором ИДН (ноябрь), сотрудниками МЧС (март) ________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

  1. МЕТАДЫЧНАЯ РАБОТА
  1. Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дополнительного образования:  «Кодекс Республики Беларусь об образовании», «Программа  непрерывного воспитания детей и учащийся молодёжи на 2011-2015 годы», инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2012 – 2013 учебном году», инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ «Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного  образования детей и молодёжи  в 2012 – 2013 учебном году», «Положение об учреждении дополнительного образования», Устав ГУД «Центр технического творчества детей и молодежи Солигорского района». ______________
  2. Изучение новинок методической литературы по направлению деятельности (в течение года)
  3. Работа над темой самообразования «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми» (в течение года) ______________________________________________________________
  4. Изготовление наглядных и дидактических материалов (в течение года)__________________
  5. Подбор сценарных разработок для проведения воспитательных мероприятий_____________
  6. Формирование папки-накопителя сценариев воспитательных мероприятий, проводимых в кружке (в течение года)_______________________________________________________________
  7. Участие в работе педсоветов, собрании педагогического коллектива. ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Каляндарны план работы гуртка (аб’яднання) на      сентябрь    квартал (месяц)


 

№ п/п

Тэма, раздел программы

ЗМЕСТ РАБОТЫ

Неабходны час.

(гадзіны)

Даты

 правядзення

1

2

3

4

5


 

 Вводное занятие

Знакомство с учащимися.

2

10.09. (1гр.) 10.09. (2гр.)


 


 

Ознакомление с целями и задачами объединения по интересам.  


 


 


 


 

Культура и организация труда.


 


 


 


 

Обучение правилам безопасного поведения


 


 


 


 

Понятие керамики. Краткий исторический очерк. 


 


 

Основы художественного ремесла.


 

12


 


 


 

Обучение специфики при работе с пластичным материалом.

Практическое знакомство с глиной и её пластическими свойствами.

2

12. 09. (1гр.)

12.09. (2гр.)


 


 

Инструменты и приспособления для работы.

2

17. 09. (1гр.)

17.09. (2гр.)


 


 

Понятие композиции. Цветовые, объёмные и другие характеристики.

2

19. 09. (1гр.) 19.09. (2гр.)


 


 

Форма и строение предметов: геометрические фигуры и геометрические тела.

2

24. 09. (1гр.) 24.09. (2гр.)


 


 

Пропорции. Вертикальные и горизонтальные положения в предметах.

2

26. 09. (1гр.) 26.09. (2гр.)


 


 

Расположение предметов в пространстве.

2


 

II.

Основы ремесла


 


 


 


 


 


 

Приёмы и способы лепки.

2


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Каляндарны план работы гуртка (аб’яднання) на      октябрь    квартал (месяц)


 

№ п/п

Тэма, раздел программы

ЗМЕСТ РАБОТЫ

Неабходны час.

(гадзіны)

Даты

 правядзення

1

2

3

4

5


 


 

Расположение предметов в пространстве.

2

01. 10. (1гр.) 01.10. (2гр.)

II.

Основы ремесла


 


 

34


 


 


 

Приёмы лепки.

2

03. 10. (1гр.) 03.10. (2гр.)


 


 

Способы лепки.

2

08. 10. (1гр.) 08.10. (2гр.)


 


 

и т.д.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

                                                                                                   Звесткі аб членах

№ п/п

Прозвішча і імя

Дата ўступлення ў гурток (аб’яднанне)

Год нараджэння

Назва навучальнай установы

1

2

3

4

6

Будай Тимофей

10.09

19.01.00

СШ № 213

Воробьёва Тамара

10.09

20.03.00

СШ № 213

Жердецкая Мария

10.09

02.08.98

СШ № 215

Зайцева Женя

10.09

31.01.98

Гимн. № 61

Новиков Слава

10.09

29.07.99

СШ № 213


 

гуртка (обяднання)

Клас,

група

Домашні адрас і тэлефон

Звесткі аб бацьках

Дата і прычына выбыцця з гуртка (аб’яднання)


 

6

7

8

9

5 «А»

Пр. Любимого 19-1-122  т. 273-12-42

Будай Анна Эдуардовна - домохозяйка

Будай Леонид Валентинович – МАЗ т. 217-90-50


 

5 «А»

Ул. Белецкого 50-72 т. 207-92-23

Воробьёва Нина Леонидов. – маг. «У Кургана»,продав.

Вопробьёв Анатолий Егорович – трол.депо № 3,водит.


 

6 «Б»

Ул. Рафиева 94-128 т. 270-64-90

Жердецкая Елена Александровна – ЖЭС 113, инженер

Жердецкий Сергей Петрович-АОО Белэнергострой


 

6 «А»

Пр.Любимого 34-213а т. 272-36-54

Зайцева Галина Иосифовна –кладовщица, склад № 2 з-д «Горизонт»


 

6 «Б»

Пр. Любимого 40-1-3а т. 279-09-63

Новикова Марина Сергеевна-з-д «Горизонт», бухгалтер.

Иван Владимирович-трол.депо№3, водитель


 


 

Улік наведвання заняткаў


 

№ п/п

                   Месяцы,  даты


 


 

 

  Прозвішча і імя


 


 

09


 


 

09


 


 

09


 


 

09


 


 

09


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

10

12

17

19                                                            

24


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1

Будай Тимофей


 


 


 

н

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2

Воробьёва Тамара


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3

Жердецкая Мария


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4

Зайцева Женя


 


 


 


 

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5

Новиков Слава


 


 

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6

Орловский Виталий


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7

Барабанов Руслан


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8

Минич Светлана


 


 


 


 

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

9

Славинская Юлия


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

10

Таранов Алексей


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

11

Толстая Люба


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

12

Шестакова Елена


 


 


 

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

13

Юшкевич Дарья


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

14

Ярошевич Станислав


 

н


 


 

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

15

Леванович Софья


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

09

09

09

09

09


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

10

12

17

19                                                           

24


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Группа 2


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1

Буров Толя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2

Воробьёв  Тимофей


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3

Жердецкая Мария


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4

Зайцев  Женя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5

Новикова Светлана


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6

Орлова Вита

н


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7

Барабанов Руслан


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8

Минич Светлана


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

9

Славинская Юлия


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

10

Таранов Алексей


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

11

Шестакова Елена


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

12

Толстая Люба


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

13

Юшкевич Дарья


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

14

Ярошевич Станислав


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

15

Лущик Софья


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дата

Змезд заняткаў, назва тэмы, пералік пытанняў і выкананых практычных работ

Працягласць заняткаў

Подпіс кіраўніка гуртка (аб’яднання)


 

01.09.

Комплектование объединения по интересам

2


 


 

05.09.

Вводное занятие .Знакомство с учащимися. Ознакомление с целями и задачами


 


 


 

08.09.

Культура и организация труда. Обучение правилам безопасного поведения. Понятие керамики. Краткий исторический очерк.

2


 


 

12.09.

Обучение специфики при работе с пластичным материалом.

Практическое знакомство с глиной и её пластическими свойствами.

2


 


 

17.09.

Инструменты и приспособления для работы.

2


 


 

19.09.

Понятие композиции. Цветовые, объёмные и другие характеристики.

2


 


 

24.09.

Форма и строение предметов: геометрические фигуры и геометрические тела.

2


 


 

25 - 29.09

Больничный лист №21233


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Для образца


 

СОГЛАСОВАНО                                              УТВЕРЖДЕНО

Начальник                                                         Директор ЦТТДиМ

отдела образования                                                             Л.А.Панчковская

И.А.Цыбулько                               «___» _________ 201    г.

«___» ________ 201    г.                                          


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Образовательная программа

кружка «Механическая игрушка»

(для детей 11-13 лет, срок реализации 2 года)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составитель: Головчик Тамара Александровна,

педагог дополнительного образования высшей категории


 


 

Методист: Бонадысева Анжела

Владимировна


 


 


 


 


 

Солигорск, 2012


 

Пояснительная записка

         В кружке «Механическая игрушка» у ребят расширяется представление о механических игрушках и моделях, воспитывается познавательный интерес к технике, развиваются технические способности, формируются умения и навыки работы с различными инструментами и материалами, воспитывается трудолюбие, настойчивость и самостоятельность.

На занятиях учащиеся моделируют транспортную технику, изготавливают простейшие плавающие и летающие модели, которые используются для проведения соревнований, игр на занятиях кружка, для организации досуга.

На начальном этапе работы можно использовать ранее изготовленные шаблоны, трафареты, выкройки. Но увлекаться ими не рекомендуется, особенно при индивидуальном выполнении той или иной работы.

Работа кружка 2-го года обучения предусматривает более сложные виды деятельности: сборку моделей из готовых деталей; изготовление моделей по рисункам и чертежам; самостоятельное конструирование простых технических моделей. Все виды деятельности направлены на формирование у учащихся изобретательности; технической инициативы; конструкторской мысли; уважения к труду. Для реализации этих целей кружок должен работать в 2-х основных направлениях: непосредственная работа детей в кружке над моделями и механизмами; схемами и знакомство их с достижениями науки и техники через беседы, экскурсии, посещение выставок.

Цель программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества.

Задачи

Образовательные:

  1. формировать общие и специальные умения и навыки;
  2. развивать интерес к техническому творчеству;
  3. последовательно расширять политехнический кругозор учащихся, знакомить с достижениями в области науки и техники;
  4. углублять знания о свойствах и качестве различных материалов (бумага, картон, древесина, фанера и др.), учить основным способам и приемам работы с ними.

        Развивающие:

  1. содействовать гармоничному развитию и формированию личности, полной реализации комплекса ее творческих способностей и задатков;
  2. развивать конструкторские способности, самостоятельность, смекалку, творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение, фантазию;
  3. формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности.

Воспитательные:

  1. воспитывать творческую личность, уважение к труду, людям труда, умение работать в коллективе;
  2. формировать чувство любви и уважения к своей родине, чувство гордости за достижения  кружковцев, учащихся школ, тружеников города, Республики Беларусь;
  3. формировать нравственную, эстетическую и идеологическую культуру, подготавливать кружковцев к самостоятельной жизни и труду;
  4. формировать основы здорового образа жизни.

        Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы является занятие.

        Образовательный процесс при реализации образовательной программы технического профиля осуществляется в кружке и индивидуально с учетом возраста учащихся - 11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю (216 часов в год). Продолжительность одного учебного часа – 45 минут


 

Учебно-тематический план (1 год обучения)


 

№ п/п

ТЕМА

I год обучения

всего

теория

практика


 

Вводное занятие

3

1

2

1.

Материалы и инструменты

8

2

6

2.

Графические знания и умения

8

2

6

3.

Изготовление игрушек и моделей транспортной техники

54

10

44

4.

Летающие игрушки и модели

30

8

22

5.

Плавающие игрушки и модели

30

8

22

6.

Изготовление кукольной мебели

22

8

14

7

Изготовление механических игрушек, настольных игр

10

2

8

8.

Изготовление кухонных принадлежностей

10

2

8

9.

Изготовление сувениров

10

2

8

10.

Подготовка и проведение соревнований. Участие в выставках.

12

2

10

11.

Экскурсии

10

-

10

12.

ОБЖ

6

6

-


 

Итоговое занятие

3

3

-


 

                             ВСЕГО:

216

66

150


 

Из них на индивидуальную работу

20 часов


 

Содержание программы (1 год обучения)


 

Вводное занятие

Значение техники в жизни людей. Демонстрация моделей и игрушек, ранее изготовленных в кружке. Ознакомление учащихся кружка с содержанием занятий в кружке. Проведение коммуникативных игр. Меры безопасности и правила поведения на занятиях  кружка.

 - Беседа «Значение техники в жизни людей».

 - Беседа «Правила поведения в кружке, Центре, общественном месте»

Практическая работа. Подбор материала для изготовления гоночного автомобиля на резиномоторе.


 

Материалы и инструменты

Общие элементарные сведения о бумаге, ее видах и свойствах (толщина, цвет, прочность и т.д.).  Демонстрация образцов различной бумаги: писчая, тетрадная, чертежная, бумага для печати, бумага для рисования, газетная, бархатная, папиросная, копировальная, калька и т.д. Знакомство с основными рабочими операциями при работе с бумагой, картоном (сгибание, складывание, склеивание).

Понятие о фанере, древесине, металле, пластмассе и других материалах, используемых в техническом моделировании.

Инструменты и приспособления (ножницы, нож, молоток, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, клещи, пилы, рубанок, дрель, тиски, напильники, надфили, гаечный ключ, приспособление для сжимания лобзика, приспособления для выпиливания «ласточкин хвост»). Правила пользования ими. Меры безопасности при работе с инструментом.

Проведение информационно-познавательных бесед:

  • «О чем расскажет бумажный лист»;
  • «Бумага для тетрадей»;
  • «Некоторые сведения из истории создания бумаги»;
  • «Некоторые сведения о производстве бумаги»;
  • «Фанера – продукт древесины»;
  • «Инструмент для всех. Молоток»;
  • «Инструменты и приспособления»;
  • «Какую шляпу носит гвоздь?»;
  • «Нож – первый инструмент»;
  • «Из истории создания ножниц»;
  • «О спасибо и пожалуйста» (Р Бородулин «Добрые соседи»).

Рубрика «Знаете ли вы…»:

  • «Кто изобрел копировальную бумагу»;
  • «Какой молоток самый большой на свете».

Практическая работа. Изготовление гоночных автомобилей на резиномоторе. Испытание ходовой части гоночного автомобиля на резиномоторе. Сборка и отделка гоночных автомобилей. Учебные запуски моделей.


 

Графические знания и умения

Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше, чертежной ученической доске. Их назначения и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба или центровая линия, сплошная тонкая линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление  понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах.  Совершенствование умения деления окружности на 3,4,6,8,12 частей.

Проведение информационно-познавательных бесед:

  • «Чертежные инструменты»;
  • «Линии чертежа»;
  • «Ивашка в деревянной рубашке»;
  • «Разметка»;
  • «Перевод рисунка».
  • «Нанесение размеров. Габаритные размеры»;
  • «Чтобы круг получился ровным»;

Практическая работа. Изготовление бумажных моделей самолетов, парашюта, ракет, силуэтов зверей и насекомых с применением знаний об осевой симметрии.


 

Изготовление игрушек и моделей транспортной техники

Общее представление о транспорте, его видах и значении.

Назначение городского транспорта. Автомобиль, его части: кузов (пассажирский салон, моторное и багажное отделения), рама с колесами.

 Детали контурной модели: силуэт, рама, корпус, двигатель, движители, руль. Способы изготовления контурных моделей. Выбор материалов и способы их обработки. Способы соединения деталей.

Резиновые двигатели моделей, их устройство и действие. Способы установки двигателей на моделях. Понятие о движителях.

Проведение информационно-познавательных бесед:

  • «На чем люди ездят»;
  • «Виды транспортных автомобилей»;
  • «Первый автомобиль»;
  • «Что у автомобиля под капотом»;
  • «Что такое автомоделизм?»;
  • «Виды гоночных автомобилей и их назначение»;
  • «Мчатся гоночные автомобили: «Формула – 1».

Рубрика «Знаете ли вы …»:

  • «Зачем автомобилю бензин?»;
  • «Какой автомобиль быстрее?»

Практическая работаИзготовление контурных моделей с резиновыми двигателями  из бумаги, картона, фанеры и других материалов.


 

         Летающие игрушки и модели

Дать понятие о летательном аппарате. Познакомить с основными видами летательных аппаратов. Применение бумаги, картона при изготовлении летательных аппаратов.

Первые самолеты. Виды самолетов, их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и другие.  Устройство модели самолета: фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное оперение (стабилизатор и киль), на котором расположены рули.

Космические летательные аппараты: ракеты, корабли, автоматические межпланетные станции, искусственные спутники Земли. Ракета – средство достижения космической скорости. Основные части простейшей ракеты: корпус, головная часть (обтекатель), стабилизаторы. Последовательность изготовления моделей. Регулировка при запусках.

Воздушный змей -  древнейший летательный аппарат. Исторический обзор применения воздушных змеев. Классификация воздушных змеев. Устройство плоского воздушного змея, стабилизирующие поверхности (хвосты, банты), уздечки, леера.

Проведение информационно-познавательных бесед:

  • «Как люди научились летать»;
  • «Человек взлетает в небо»;
  • «Былина о космическом путешествии Мураша Бадини.» Р.Бородулина;
  • «Здравствуй, Земля» (О приземлении Ю.Гагарина);
  • «Воздушный змей – самый древний летательный аппарат».

Рубрика «Знаете ли вы …»:

  • «Как устроен современный самолет»;
  • «Какой самолет самый быстрый».

Практическая работа. Изготовление простейших самолетов, планеров ракетопланов и ракет из бумаги, картона. Регулировка и запуск моделей, устранение недостатков.

Изготовление плоского воздушного змея. Окраска змея.


 

Плавающие игрушки и модели

История развития речного транспорта, его виды и значение в жизни людей. Простейшие средства передвижения по воде.

 Использование бумаги, картона и других материалов в простейших плавающих моделях. Устройство корабля: нос, корм, борт, палуба. Особенности изготовления простейших плавающих моделей.

Проведение информационно-познавательных бесед:

  • «На чем люди плавали»;
  • «Виды судов и их назначение»;
  • «Первые субмарины».

Рубрика «Знаете ли вы …»:

  • «Почему корабли не тонут?»

Практическая работа. Изготовление простейших плавающих моделей из бумаги, картона, пенопласта: лодочки со скамейкой; катамарана; буксира «Богатырь»; подводной лодки.


 

Изготовление кукольной мебели

Познакомить с историей создания мебели: стул, кресло, гостиный гарнитур.

Проведение информационно-познавательных бесед:

  • «Утварь для одиночного сидения. Стул»;
  • «Вечная мебель»;
  • «Виды и формы мебели. Мастера мебельного искусства».

         Практическая работа. Изготовление кресла, стула, дивана из фанеры со щелевидными  соединениями «в замок». Отделочные работы: технология окрашивания морилкой, гуашевыми красками, покрытие лаком.  Меры безопасной работы.


 

Изготовление подарков и сувениров

Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из разных материалов. Способы перевода выкройки изделия или отдельной детали на кальку, бумагу или фанеру при помощи копировальной бумаги. Приемы и способы изготовления подарков и сувениров из различных материалов. Соединение деталей при помощи клея, ниток, проволочных заклепок. Элементы художественного оформления сувениров.

Проведение информационно-познавательных бесед:

  • «Декоративная роспись изготовленных работ».

Практическая работа. Изготовление из фанеры брелоков для ключей, подставки для карандашей. Изготовление рамок для фотографий из бумаги.


 

Изготовление механических игрушек, настольных игр

Значение игрушек, настольных игр при организации досуговой деятельности. Познавательный характер игр. Оформление игрушек, настольных игр.

Практическая работа. Изготовление плоских игрушек с подвижными частями: львенка, клоуна-дергунчика, снеговика, Изготовление плоских игрушек на подставках: зайца-дворника, медведя-пастуха. Изготовление плоских игрушек на планках: клюющих цыплят, белочек. Изготовление настольных игр: «Накинь кольца», кольцеброс «Буратино».


 

Изготовление кухонных принадлежностей

Художественное оформление изделий из фанеры с помощью выпиливания.

Практическая работа. Изготовление из фанеры кухонных принадлежностей: лопатки, кухонные разделочные доски, подставки под горячее, салфетницы и т.д.


 

Соревнования, выставки

Участие  в выставках. Проведение и участие в соревнованиях: по простейшим автомоделям на резиномоторе, посвященных Дню дорожника и автомобилиста; по простейшим моделям самолетов, ракет и ракетопланов на дальность полета и точность приземления.


 

Экскурсии

Посещение кружков в Центре: «Трассовый моделизм», «Судомодельный», «Ракетомодельный». Экскурсия в мебельный магазин.


 

Основы безопасности жизнедеятельности

В разделе освещаются вопросы поведения человека в различных жизненных ситуациях, основы здорового образа жизни, правила дорожного движения, основные способы обеспечения пожарной, радиационной и экологической безопасности. Проводятся разъяснение причин и последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.


 

Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка. Оформление итоговой выставки. Награждение учащихся. Перспективы работы кружка в следующем году.


 

Ожидаемые результаты освоения программы «Механическая игрушка»

К концу первого года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные виды и направления технического творчества;
  • основные виды материалов (бумага, картон, фанера, пластмасса, поролон) и их свойства;
  • инструменты и приспособления, используемые при работе с бумагой, картоном, фанерой, пластмассой, поролоном;
  • чертежные инструменты и приспособления (линейка, угольник, циркуль, карандаш и др.);
  • приёмы и этапы выполнения технической модели;

уметь:

  • уметь использовать полученные теоретические знания при выполнении практических  работ
  •  иметь опыт выполнения самостоятельной и коллективной творческой работы.


 

Учебно-тематический план (2 год обучения)


 

№ п/п

ТЕМА

II год обучения

всего

теория

практика


 

Вводное занятие

3

1

2

1.

Материалы и инструменты

6

1

5

2.

Графическая подготовка

6

2

4

3.

Изготовление игрушек и моделей транспортной техники

56

11

45

4.

Летающие игрушки и модели

34

8

26

5.

Плавающие игрушки и модели

34

8

26

6.

Изготовление кукольной мебели

20

8

12

7.

Изготовление механических игрушек, настольных игр

10

2

8

8.

Изготовление кухонных принадлежностей

8

2

6

9.

Изготовление сувениров

8

2

6

12

Участие в соревнованиях, выставках

14

2

12

10.

Экскурсии

8

8

-

11.

ОБЖ

6

6

-


 

Итоговое занятие

3

3

-


 

                             ВСЕГО:

216

65

151


 

Из них на индивидуальную работу

20 часов


 

Содержание программы (2 год обучения)


 

Вводное занятие

Знакомство с планом работы кружка. Меры безопасности и правила поведения на занятиях  кружка.

Практическая работа. Изготовление объемных моделей гоночных автомобилей.


 

Материалы и инструменты

Обзор основных видов материалов, применяемых в кружке (ватман, древесина, жесть, оргстекло и другие). Приемы и способы их обработки. Расширение знаний об инструментах  и приспособлениях ручного труда (ножовка, пассатижи, клещи, круглогубцы, отвертки, напильники, надфили, дрель, рубанок, тиски, приспособления для изготовления резиномотора  для плавающих моделей, для приклеивания стабилизаторов и крыльев планеров). Правила пользования ими.

Проведение информационно-познавательных бесед:

- «Бумага в моделировании»;

- «Свойства древесины»;

- «Осина. Липа. Береза»;

- «Материалы и их свойства»;

- «Как определять древесные породы»;

- «Про клещи и другие нужные вещи»;

- «Отвертка»;

- «Как работать рубанком»;

- «Органическое стекло и его обработка»;

- «… И один раз отрежь (ножовки, пилы, напильники).

Практическая работа. Изготовление объемных моделей гоночных автомобилей на резиномоторе и запускаемых с катапульты. Сборка и отделка моделей. Учебные запуски моделей.


 

Графическая подготовка

Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений.

Совершенствование знаний о масштабе, нанесении размеров и применении этих знаний в кружке. Понятие о габаритных размерах.

Первоначальные понятия о плоском и объемном изображениях. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали.

Правила и порядок чтения изображения объемных деталей.

Расширение первоначальных понятий о сборочном чертеже.

Практическая работа. Изготовление из бумаги и  тонкой фанеры самолетов, планеров, ракет.


 

Изготовление игрушек и моделей транспортной техники

Развитие автомобильного транспорта в Республике Беларусь. Грузовые машины, их назначение. Современные грузовые машины: БелАЗ, КамАз, ЗИЛ, Урал и т.д.

Действующие модели машин. Понятие о машинах-двигателях и машинах-орудиях, их назначение. Основные механизмы машины: двигатели передающий и исполняющий. Их назначение и взаимодействие.

Детали объемных моделей. Развертки деталей для изготовления корпусов моделей. Материал, который используется при изготовлении объемных моделей.

Пусковые установки (катапульты) для запуска моделей, их устройство и действие.

Проведение информационно-познавательных бесед:

- «О грузовом автомобиле»;

- «Машины специального назначения»;

- « Расцвет автомобилизма. Первые фирмы»;

- «Помощники огнеборцев»;

- «Оснащение пожарных автомобилей»;

- «Из истории автогонок в России»;

- «Автогонки наших дней».

Рубрика «Знаете ли вы …»

- «Что делает экскаватор»;

- «Как работает двигатель автомобиля?».

Практическая работа. Изготовление объемных моделей из ватмана, картона, фанеры, древесины, пластмассы, пенопласта и других материалов: драгстера, запускаемого с катапульты; гоночных автомобилей на резиномоторе; броневика; грузового автомобиля «УРАЛ»; планетохода; автомобиля для игрушечного цирка; железной дороги, тепловоза, пассажирских и товарных вагонов.  Отделка моделей.


 

Летающие игрушки и модели

Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Планер – простейший летательный аппарат. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол атаки.

Использование самолетов и вертолетов в современной авиации. Основные части вертолета: корпус с хвостовой балкой, несущий винт, рулевой винт, шасси. Применение вертолетов в народном хозяйстве.

Современные  ракеты, роль ученых в развитии ракетной техники. Виды и классификация моделей ракет.

 Основные элементы ракеты модели S-6  и S-3, технические требования к ней. Компоновка ракеты. Система спасения моделей ракет: лента (стример), парашют.

Проведение информационно-познавательных бесед:

- «Машина, сжимающая расстояние»;

- «Планер Лилиенталя»;

- «Аэроплан братьев Райт»;

- «Для чего люди летают в космос»;

- «Спутники, космические корабли»;

- «История русского парашюта».

- «Подвешенный в воздухе. Вертолет»;

- «Железная птица с пропеллером»;

- «Бумажный дракон».

Рубрика «Знаете ли вы…»:

- «Как зонт превратить в парашют»;

- «Для чего нужны ракеты».

Практическая работа.  Изготовление учебной модели планера, бумажных планеров не рейке.

Изготовление технических моделей самолетов «Мустанг Р-51», «Ньюпор – IV», «Бронко OV-10А», «АНТ – 25».

Изготовление моделей вертолетов, самолетов, плоского «русского змея». Учебные запуски моделей.


 

Плавающие модели и игрушки

История развития морского транспорта, его виды и значение в жизни людей. Понятие о судомоделях и их разновидностях. Корабли Древнего Египта, Древней Греции, России. Суда русских поморов. Их роль в освоении рек Сибири и Дальнего Востока.

Бумага, картон, фанера, древесина, пенопласт – основные материалы при изготовлении плавающих моделей.

Технология изготовления частей плавающей модели.

Технология изготовления модели катера.

 История возникновения подводной лодки. Особенности изготовления модели подводной лодки.

Проведение информационно-познавательных бесед:

 - «Древнерусские суда»;

 - «Море и мореплаватели»;

 - «Паровые машины на флоте».

Рубрика «Знаете ли вы …»

- «Что такое батискаф?»;

- «Как подводные лодки погружаются в воду?».

Практическая работа. Изготовление плавающих моделей из бумаги, картона, фанеры, пенопласта и др. материалов: катамарана, яхты, судна-самохода,  буксира «Богатырь» на резиномоторе,  катера на резиномоторе;

подводной лодки на резиномоторе, тримарана, шаланды.


 

Изготовление кукольной мебели

Продолжить знакомство с историей создания мебели. Технология изготовления: стол, шкаф, кровать. Использование нетрадиционных материалов при изготовлении мебели.

Проведение информационно-познавательных бесед:

 - «Откуда стол пришел?»;

- «О производстве мебели»;

 - «Как сундук в шкаф превратился»;

 - «На стене висит кровать»;

 - «Ладья для сна. Кровать»;

 - «Об истории создания упаковки Тетра Пак»,

Практическая работа. Изготовление журнального столика, стола, табуретки, двухярусной кровати с лесенкой, шкафа. Соединение деталей при помощи клея, на задвижных шипах «в замок», при помощи винтов и гаек. Отделочные работы: окрашивание морилкой или гуашевыми красками, покрытие лаком. Меры безопасной работы.


 

Изготовление подарков и сувениров

Способы изготовления сувениров из тонкой и толстой фанеры. Выпиливание и выжигание.

Способы и приемы отделочных работ, элементы художественного оформления изделий.

Проведение информационно-познавательных бесед:

 - «Пирография»;

 - «О «бутылочной тыкве», орнаментированной выжиганием».

         Практическая работа. Изготовление из фанеры: рамок для фотографий с элементами выжигания или выпиливания, подставки для книг; флюгера «Петушок на крыше».


 

Изготовление механических игрушек, настольных игр

         Способы изготовления механических игрушек, настольных игр из бумаги, картона, фанеры.

Практическая работа. Изготовление из фанеры каталок: «Всадник», «Такса и лягушка». Изготовление из фанеры игрушки с подвижными частями «Зайцы здороваются». Изготовление настольных игр.


 

Изготовление кухонных принадлежностей:

Практическая работа. Изготовление кухонных принадлежностей: лопатки, вилки, наборы кухонных дощечек; подставки для горячей посуды; поднос с ручками; поднос для конфет и печенья; корзины для фруктов; подставки для ножей.


 

Соревнования, выставки

Участие  в выставках. Проведение и участие в соревнованиях: по простейшим автомоделям на резиномоторе, посвященных Дню дорожника и автомобилиста; с простейшими моделями планеров на дальность полета и точность приземления. Участие в фестивале воздушного змея.


 

Экскурсии

Посещение предприятий города.


 

Основы безопасности жизнедеятельности

В разделе освещаются вопросы поведения человека в различных жизненных ситуациях, основы здорового образа жизни, правила дорожного движения, основные способы обеспечения пожарной, радиационной и экологической безопасности. Проводятся разъяснение причин и последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.


 

Заключительной занятие

Подведение итогов работы кружка. Оформление итоговой выставки. Награждение кружковцев.


 

Ожидаемые результаты освоения программы «Механическая игрушка»:

К концу второго года обучения учащиеся должны

знать:

  • основные виды и направления технического творчества;
  • основные виды материалов (бумага, картон, фанера, пластмасса, поролон) и их свойства;
  • инструменты и приспособления, используемые при работе с бумагой, картоном, фанерой, пластмассой, поролоном
  • чертежные инструменты и приспособления (линейка, угольник, циркуль, карандаш и др.);
  • приёмы и этапы выполнения технической модели;

уметь:

  • уметь использовать полученные теоретические знания при выполнении практических  работ
  •  иметь опыт выполнения самостоятельной и коллективной творческой работы;


 

Формы и методы реализации программы.

Формы обучения: групповые и индивидуальные.

При реализации образовательной программы наиболее распространенной является индивидуально-групповая форма обучения. Педагог обучает учащихся разновозрастного состава, различного уровня подготовленности, поочередно работая с каждым и предлагая им практические задания. Применяется также парная работа над выполнением конкретного зада

При реализации программы на практических занятиях с применением оборудования, технических устройств, приборов, механизмов, требующих повышенного внимания при их использовании применяются индивидуальные формы работы.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод обучения;

- репродуктивный метод обучения;

- метод проблемного обучения;

- эвристичекий метод обучения.

Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.

В кружке проводятся воспитательные мероприятия, развивающие творческие технические способности учащихся по направлениям:

- гражданско-патриотическое;

- нравственное и эстетическое воспитание;

- воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности;

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- трудовое и профессиональное воспитание;

- экологическое воспитание;

- воспитание культуры жизнедеятельности.


 


 

Образовательная программа кружка составлена на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль) утвержденной заместителем Министра образования Республики Беларусь от 25 июля 2012 года.


 

Литература:

  1. А.П.Журавлева Что нам стоит флот построить, - М.: патриот, 1990.
  2. А.П.Журавлева, Л.А. Болотнина. Начальное техническое моделирование. – М.: Просевщение, 1982 г.
  3. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. – СПб: Сфинкс СПб, 1997 г.
  4. Газеты «Шахтер», «Лидер-пресс».
  5. Демина И.Г. Чудеса из дерева. – Смоленск: Русич, 2001 г.
  6. Е.Данкевич, В.Поляков «Выпиливаем из фанеры» 1998 г.
  7. Журналы: «Левша», «Сделай сам», «Юный техник», «Детская коллекция идей» и др.
  8. Кружок «Умелые руки». – СПб.: Кристал; Валери СПб, 1997 г.
  9. М.С.Тимофеева «Твори, выдумывай, пробуй!» М.Просв.1981 г.
  10. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие для руководителей кружков общеоьразовательных школ и внешкольных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990 г.
  11. Э.В. Рихвик «Мастерим из древесины». Книга для учащихся 5-8 кл. 1983 г.


 


 


 


 


 


 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.