Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

в помощь воспитателю

Дата: 4 мая 2016 в 13:16, Обновлено 1 февраля в 19:14

Консультация для воспитателей: «Организация дней здоровья в учреждениях дошкольного образования»

       В системе массовых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит Дням здоровья. Проводят их один раз в квартал в течение года. Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма. На днях здоровья дети приобретают опыт активного отдыха.

        Структура дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты дня с детьми и родителями.   В дни здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности, должно быть увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи, с чем отменяются все занятия.  

     В планировании, организации и проведении дня здоровья принимают активное участие не только воспитатели, но и медицинский работник, руководитель физического воспитания  и другие «узкие» специалисты  УДО.  Дни здоровья должны иметь  тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе:

  1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
  2. «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
  3. «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
  4. «Здоровое питание»;
  5. «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
  6. «Нет» - вредным привычкам»;
  7. «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
  8. «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
  9. «Природа и здоровье» и т.д.

        Начинается День здоровья утренним приёмом детей, который может вести определённый игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия.  Можно предложить  детям и родителям (в утренние или вечерние часы) различные задания в серьёзной и юмористической форме: беседы-диалоги, ситуации-провокации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых.

        Утренняя гимнастика должна быть связана с темой Дня и проводится в нетрадиционной форме. Это  может быть:

  1. зарядка бодрости,
  2. эмоционально-стимулирующей гимнастика,
  3. аэробика,
  4. гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики.  

        На такую  гимнастику можно пригласить сказочных персонажей, родителей, работников детского сада.        

        Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры и упражнения на воздухе;
  • путешествия-прогулки;
  • простейшие туристические походы;
  • уроки здоровья;
  • динамические и оздоровительные паузы;
  • спортивные праздники;
  • пешие походы;
  • спортивные конкурсы и викторины;
  • забавы и развлечения;
  • физкультурные досуги;
  • решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;
  • народные и спортивные игры;
  • упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
  • солнечные и воздушные ванны;
  • эстафеты и др.

        Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей. Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению. Наиболее эффективны для дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера (для старших дошкольников), всевозможные викторины и детские концерты (для детей младшего возраста).

        Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.

        В годовом плане УДО в разделе  «Сотрудничество с семьёй» должны быть отражены разнообразные формы работы в рамках обозначенной темы дня здоровья:

  • оригинальная информация в родительских уголках,
  • памятки,
  • консультации,
  • домашние задания  и т.д.,

        Все это помогает педагогам УДО активизировать родителей для участия в Днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей. Успешное проведение Дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива УДО и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.

        Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности сверстников. Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для их эмоционально - психологического благополучия. Она оказывает большое влияние на развитие ума детей, воспитание у них характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

ПИТАНИЯ В ГУО»

ЭТИКЕТ-это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1.Как сидеть за столом, как вести застольную беседу и что нельзя делать за столом.

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

не говорить пока во рту пища.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. 
Взрослые (младший воспитатель и педагог) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились). Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.  Если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание .Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

2.Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку.

Ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом. На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Начиная со второй половины года во 2 младшей группе приучать детей пользоваться вилкой, в средней группе - пользоваться ножом. Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке. Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью.  Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Сосиски, сардельки в младшей группе подавать в разрезанном виде, с 4 до 7 лет  дети разрезают их сами. Также подавать в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками; макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом ; ягоды в компоте – чайной ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в стакане не оставляют; хлеб не откусывают, а отламывают руками, суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска, правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Хлеб надо класть на середину стола в хлебницы, нарезав его на небольшие куски (20—25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз.. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники  ставить на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним,  пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в рук, чай пьют как обычно)

  1. Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. Бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую.
  2. Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.
  3. Бокал без ручки, стакан берут ниже к донышку.

СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

         В группах раннего возраста продукты выдаются порционно. На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд. Первое блюдо подаётся каждому ребёнку отдельно, по мере съедания первого подаётся второе.

- Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

 - Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол.

- После еды не выпускайте малыша из-за  стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками - они всегда должны быть на столе.

- Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

В дошкольных группах стол сервируется так:

ЗАВТРАК - на середину ставят хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки (в зависимости от блюда). Вилка - с левой стороны, нож - справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола.

 ОБЕД -  стол сервируют так же, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Дежурные разносят тарелки с салатом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата, младший воспитатель разливает суп, разносить помогает воспитатель. Дежурные к этому процессу не допускаются. Категорически запрещается оставлять использованную посуду, во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают младший воспитатель и дежурные дети. Второе блюдо подают по мере съедания первого, помогает разносить воспитатель и младший воспитатель. Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола, дежурные их убирают, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ПОЛДНИК -  стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

УЖИН – стол сервируют также, как и к завтраку, кроме масла.

хлебница

Чайная ложка

Чайная ложка

                        

 

       

вилка

Тарелка под салат

Столовая ложка, нож

 

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

ПАМЯТКА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

Как вести себя за столом.

  • Не сиди, развалившись.
  • Не клади ногу на ногу.
  • Не шаркай ногами, не разговаривай.
  • Не вертись, не толкай товарища.
  • Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.
  • Кусай хлеб над тарелкой.
  • Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.
  • Правильно держи вилку, ложку и нож.
  • После еды положи ложку и вилку в тарелку.
  • Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
  • После еды полощи рот.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по организации питания в группах

Методы и формы организации работы с детьми:

1.Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)

2.Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)

3.   Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

Условия воспитания положительного отношения к еде:

•удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

•благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

•разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

•исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);

•постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

•оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

•позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

•во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Организация дежурства

Общие требования:

- дежурство носит характер поручений;

- единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

- назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший, средний возраст);  2 дежурных на все столы – старший возраст.

- поощрение и благодарность за помощь;

  1. младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц («Работаем по программе «Пралеска», стр.168).

  1. средний возраст:

- сервировка стола под руководством взрослого (раскладывать ложки, вилки, ножи, мелкие тарелки, ставить хлебницы, салфетницы, после еды убирать все на место) («Учебная программа дошкольного образования», стр.195);

- уборка использованных салфеток;

- уборка грязной посуды с детских столов в определённое место (центр стола).

  1. старший возраст:

- сервировка стола (самостоятельно и под присмотром взрослого);

- размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

- уборка грязной посуды и использованных салфеток, очистка столов от крошек.

Консультация для воспитателей

«Организация закаливания детей в детском саду»

 Воздушные ванны

В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;

В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;

Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20? С);

Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);

Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18? С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39? С. проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20? С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата;

В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

Водные процедуры

Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна;

Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;

Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1? С, доводя до 18? С.

Организация сна детей

Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;

Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну);

Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;

Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей;

Подъём организуем по мере пробуждения детей.

Организация детей на прогулку

Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;

Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;

Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20? С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;

Во избежании переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также два раза в неделю проводим занятия по физической культуре на воздух.

Консультации для воспитателей

Рекомендации для воспитателей по организации детского досуга летом.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

 Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

 Организация досуга в детском учреждении имеет свою специфику.

 Отсутствие систематических занятий. Это значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.

 Разновозрастность группы детей. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как трёхлеткам, так и старшим дошкольникам), с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).

 Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

 Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?

 Игровые часы.

 Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как "Бояре" и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

 При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов.

Музыкальные часы.

 Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те,которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальны игры и. Д.

Кружки.

 Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно). На летнее время игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определённые дни и время.

Выставки.

 Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов.

 На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке "Природа и фантазия" будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке "Вот оно какое лето к нам пришло!" - рисунки.

Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.

 Оформление выставки.

 Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают "экскурсию", которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

Игры-путешествия.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву:). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Творческие площадки.

При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся несколько "мастерских", в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.

 Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья:). Там же находятся необходимые материалы. По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки.). Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться только одним.

 В организацию творческих площадок можно внести творческий элемент. К примеру, организуется площадка "Цветик-семицветик". Каждому ребёнку вручается кружок (серединка цветка), на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей "серединке". Задача детей - собрать как можно больше лепестков.

Летние праздники.

 Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.

Взаимодействие педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности, поиск новых путей привлечения семьи к участию в образовательном процессе

Современная семья не может растить ребенка изолированно от учреждения: ребенок сначала посещает дошкольное учреждение, затем учится в школе, занимается в какой-либо студии и т. д. Все эти учреждения помогают семье развивать ребенка и поэтому должны быть заинтересованы в объединении усилий с учетом своих преимуществ. Признание приоритета в воспитании собственных детей требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

            Сотрудничество - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов) и с помощью общения.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

 Василий Александрович Сухомлинский

Цель сотрудничества в учреждении: установление партнерских отношений участников образовательного процесса, приобщение родителей к жизни учреждения дошкольного образования

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ взаимодействия с семьями:

  1. Создания оптимальных условий для открытого сотрудничества детского сада и семьи.
  2.  Развитие ребенка как личности, через объединение усилий родителей и педагогического коллектива (т.е. сотрудничество педагогов и родителей);
  3.  Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка

Задачи:

•Повышение общей культуры семьи и  уровня психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к сотрудничеству

•Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды

•Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах  детской деятельности

•Обеспечение непрерывности подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение)

•Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к построению любого совместного мероприятия с участием семьи:

  1. Активизация родителей (активность родителей в разговоре, спорах, играх, соревнованиях);
  2.  Актуальность информационного банка (темы, актуальные для родителей);
  3.  Наличие развлекательной части (концерты, игры, походы в театр, совместные соревнования, фото-видеосъемка, чаепитие и сладкий стол)
  4. Возможность каждому родителю увидеть деятельность своего ребенка
  5. Возможность свободного общения родителей и детей (посадить их рядом, включить в совместную деятельность)

Этапы работы с родителями

  • Продумывание содержания и форм работы с родителями
  • Установление доброжелательных отношений между воспитателями и родителями
  • Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия
  • Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка
  • Совместное исследование и формирование личности

Основные направления учреждения во взаимодействии с родителями:

  • Взаимодействие педагога с родителями через приобщение к образовательному процессу
  •  расширение сферы участия родителей в организации жизни учреждения
  • информационно – педагогические материалы, выставки детских работ
  • объединение усилий в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка

Существует достаточно большое количество различных форм сотрудничества детского сада с родителями. Одни из них традиционны, другие трансформируются в практике работы, третьи являются новыми во взаимодействии с семьей. В целом все существующие ныне формы можно разбить на три большие группы: индивидуальные, коллективные (разделены по способам организации), наглядно-информационные (выделены на основе преобладающего метода).

ФОРМЫ РАБОТЫ с родителями

Коллективные – общие и групповые родительские собрания, лектории, конференции, семинары, диспуты, дискуссии, круглые столы, вечера вопросов и ответов, устные журналы, консультации (плановые, внеплановые, индивидуальные и групповые)

Индивидуальные – посещение на дому, консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей, индивидуальные беседы, работа консультационных пунктов, участие родителей в управлении дошкольным учреждением (предполагает участие родителей в советах: дошкольного учреждения, педагогов, по питанию), включение родителей в образовательный процесс, участие родителей в подготовке и проведении различных развлечений или занятий. Цель такого сотрудничества - сделать родителей главными воспитателями своих детей, повысить их знания по вопросам воспитания и развития детей. Работа консультационных пунктов предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.

Консультации могут быть эпизодические и систематические, по запросам родителей, индивидуальные беседы.

Наглядно-информационные - памятки, тематические выставки, папки-передвижки, ширмы, информационные стенды, фотовыставки, родительские уголки, видеосъёмка, брошюры, почта доверия, бюллетени, еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, доска объявлений, ящик для предложений, отчеты и т.п.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЕ

  • Консультирование по проблеме (в том числе телефонное)
  • консультирование специалиста: медработника, учителя-дефектолога, психолога и др.
  • проведение тренингов с детьми, с родителями;
  • беседа с родителями;
  • приглашение на групповые дискуссии, «круглый стол», в родительский клуб и т. д., с тем чтобы повысить педагогическую культуру родителей, предоставить возможность сравнить свою позицию по вопросам семейного воспитания с позицией других родителей, специалистов;
  • участие в различных совместных мероприятиях родителей и детей (клуб, гостиная и т.п.)
  • проведение отдельных благотворительных мероприятий, акций; оказание материальной помощи нуждающимся семьям;
  • прямое включение родителей в образовательный процесс, решение педагогических задач
  • анализ педагогических ситуаций
  • анализ собственной воспитательной деятельности
  • метод домашних заданий
  • игровое моделирование поведения

Сегодня постепенно в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов над какой-то общей темой. Например, такие проекты, как "Презентация ребенка" (создание семейных фотоальбомов), "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны" (профессии мам и их кулинарные способности), "Литературный городок" (путешествие в страну сказок) и др. очень интересны для родителей. Каждый проект завершается большой выставкой, которая приносит большое удовольствие и детям и родителям, а также становится стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые по какой-либо причине не смогли сделать этого раньше.

•Список предложенных форм сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителями постоянно рождает новые и видоизменяет старые.

Сводная анкета

«Показатели удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения»

  1. Удовлетворены ли Вы отношениями воспитателя к Вашему ребёнку?

(Да - 9, частично - 0, нет - 0).

  1. Удовлетворены ли Вы отношением к ребёнку других детей? (Да- 6, частично 3, нет- 0)
  2. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями воспитателя и родителей? (Да -9, частично -0, не - 0)
  3. Удовлетворены ли Вы успехами Вашего ребёнка? (Да -8, частично -1, нет -0).
  4. Удовлетворены ли Вы тем, как осуществляется воспитание Вашего ребёнка в дошкольном учреждении? (Да -7, частично -2, нет -0).
  5. Удовлетворены ли Вы работой персонала детского сада по охране и укреплению здоровья Вашего ребёнка? (Да - 5, частично -4, нет -0).
  6. Ваш ребёнок посещает детский сад: с удовольствием - 7, без особого желания -2.
  7. Как Вы оцениваете Вашу осведомлённость о работе детского сада? (Удовлетворительно - 6; частично - 3; не получаю информации -0, предпочитаю не иметь -0)
  8. Из каких источников Вы получаете информацию о ребёнке? (От воспитателя -9, директора - 0)
  9. Что, по Вашему мнению, следует улучшить в детском саду? (эстетику предметной среды -1, качество воспитания и обучения детей - 4, работу с родителями -1, дополнительные образовательные услуги для детей -2, другое -1)
  10. Что Вы считаете наиболее важным для достижения успеха в жизни? (Образование и воспитание -5, целеустремлённость и трудолюбие – 1, здоровье -3.
  11. Что Вы считаете приоритетным в воспитании ребёнка? (Отношение воспитателя к ребёнку, и отношение детей друг к другу, и отношение воспитателя к родителям -7, здоровье детей -2).
  12. Каким образом Вы участвуете в жизни группы и детского сада? (В качестве пассивного наблюдателя -3; принимаю участие в организации образовательного процесса; оказываю помощь в изготовлении необходимых пособий, в ремонте, в хозяйственных делах; оказываю материальную помощь; являюсь членом родительского комитета - 2)
  13. Как Вы оцениваете степень своего собственного участия в образовательном процессе группы, которую посещает Ваш ребёнок? (Высокая, средняя - 7, низкая)
  14. Какие проблемы Вы испытываете в воспитании ребёнка? (Общение с ребёнком -1, общение детей в семье -1, создание развивающей среды -1, игры с детьми -0, обучение и воспитание детей дома -3).
  15. Какие мероприятия для родителей Вы посетили в детском саду? Почти все – 4, родительские собрания – 1, утренники – 3, нет ответа – 1.
  16. Считаете ли Вы полезным для себя посещение мероприятий для родителей? (Да -8, нет ответа -1)  
  17. Какие формы общения с педагогами, родителями Вы предпочитаете? (Индивидуальные - 4, групповые-5)
  18. Каким опытом семейного воспитания Вы могли бы поделиться с родителями? Находить компромисс с детьми – 3, дисциплина ребёнка -1, нет ответа – 4.
  19. Какие проблемы, связанные с воспитанием ребёнка, Вы хотели бы обсудить, получить по ним информацию специалистов? Нет проблем – 6, гиперреактивность ребёнка – 1, общение детей в семье -1,.психика ребёнка -1.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.